К экзамену по истории педагогики и образования

Вопросы

1. История педагогики и образования как область научного знания.

2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

3. Народная педагогика древних славян.

4. Классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе. Зарождение элементов гуманистического воспитания в Древней Греции. Спартанская и афинская системы воспитания.

5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

6. Воспитание и школа в Древнем Риме. Педагогические идеи М.Ф. Квинтилиана.

7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе (Х – XIV вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.

8. Воспитание в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.

9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения. Развитие педагогической мысли. (Витторино да Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор).

10. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (XIV – XVII вв.). Братские школы.

11. Учитель и Ученый Я.А. Коменский.

12. Педагогическая система Я.А. Коменского.

13. «Великая дидактика» Я.А. Коменского: основные положения теории и практики обучения.

14. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современная школа.

15. Педагогическая теория Дж. Локка.

16. Образование в России в I половине XVIII века. Просветительские реформы Петра Великого.

17. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо.

18. Развитие идей свободного воспитания в педагогике (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.)

19. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII века (К.А.Гельвеций, Д. Дидро).

20. Просвещенный абсолютизм в России во II половине XVIII века. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова.

21. Педагогическая мысль и школа в период французской буржуазной революции XVIII в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье.

22. Педагогический подвиг И. Песталоцци; его гуманистическая теория образования и воспитания.

23. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.

24. Школа в России в I половине XIХ века. Создание государственной системы образования.

25. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта; её влияние на развитие образования в Западной Европе и в России.

26. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

27. Развитие идеи природосообразности воспитания в педагогике (Демокрит, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.).

28. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.

29. Педагогические взгляды представителей демократического движения в России в середине XIХ в. (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова).

30. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

31. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

32. Дидактика К.Д. Ушинского.

33. К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Учитель и его подготовка.

34. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

35. Пореформенные изменения системы образования в России (II половина XIХ века).

36. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца XIХ – начала ХХ вв. (Н.А. Корф, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).

37. Зарубежные педагогические теории конца XIХ – начала ХХ вв. (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая, Р. Штайнера).

38. Развитие системы образования в России в начале ХХ века.

39. Коммунистическая система воспитания и образования и начало её реализации после Октябрьской революции (1917 – 1920).

40. Педагогические поиски и экспериментирование в школах в 1921 – 1930 гг.

41. Педагогические идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.

42. Феномен А.С. Макаренко и современная школа и педагогика.

43. Педагогическая система А.С. Макаренко.

44. Гуманистическая педагогика Я. Корчака.

45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941).

46. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945).

47. Советская школа и педагогика в 1945 – 1958 гг.

48. Советская школа и педагогика в 60-80 годы.

49. Педагогическая деятельность и идеи В.А. Сухомлинского.

50. Советская школа как педагогический феномен; её особенности и тенденции развития (1917 – 1991).

51. Основные тенденции развития образования в современном мире.

52. Тенденции и проблемы развития современного российского образования.

Наши рекомендации