К экзамену по истории педагогики и образования
Вопросы
1. История педагогики и образования как область научного знания.
2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.
3. Народная педагогика древних славян.
4. Классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе. Зарождение элементов гуманистического воспитания в Древней Греции. Спартанская и афинская системы воспитания.
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
6. Воспитание и школа в Древнем Риме. Педагогические идеи М.Ф. Квинтилиана.
7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе (Х – XIV вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
8. Воспитание в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения. Развитие педагогической мысли. (Витторино да Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор).
10. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (XIV – XVII вв.). Братские школы.
11. Учитель и Ученый Я.А. Коменский.
12. Педагогическая система Я.А. Коменского.
13. «Великая дидактика» Я.А. Коменского: основные положения теории и практики обучения.
14. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современная школа.
15. Педагогическая теория Дж. Локка.
16. Образование в России в I половине XVIII века. Просветительские реформы Петра Великого.
17. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо.
18. Развитие идей свободного воспитания в педагогике (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.)
19. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII века (К.А.Гельвеций, Д. Дидро).
20. Просвещенный абсолютизм в России во II половине XVIII века. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова.
21. Педагогическая мысль и школа в период французской буржуазной революции XVIII в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье.
22. Педагогический подвиг И. Песталоцци; его гуманистическая теория образования и воспитания.
23. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
24. Школа в России в I половине XIХ века. Создание государственной системы образования.
25. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта; её влияние на развитие образования в Западной Европе и в России.
26. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.
27. Развитие идеи природосообразности воспитания в педагогике (Демокрит, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.).
28. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.
29. Педагогические взгляды представителей демократического движения в России в середине XIХ в. (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова).
30. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.
31. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
32. Дидактика К.Д. Ушинского.
33. К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Учитель и его подготовка.
34. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.
35. Пореформенные изменения системы образования в России (II половина XIХ века).
36. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца XIХ – начала ХХ вв. (Н.А. Корф, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).
37. Зарубежные педагогические теории конца XIХ – начала ХХ вв. (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая, Р. Штайнера).
38. Развитие системы образования в России в начале ХХ века.
39. Коммунистическая система воспитания и образования и начало её реализации после Октябрьской революции (1917 – 1920).
40. Педагогические поиски и экспериментирование в школах в 1921 – 1930 гг.
41. Педагогические идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.
42. Феномен А.С. Макаренко и современная школа и педагогика.
43. Педагогическая система А.С. Макаренко.
44. Гуманистическая педагогика Я. Корчака.
45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941).
46. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945).
47. Советская школа и педагогика в 1945 – 1958 гг.
48. Советская школа и педагогика в 60-80 годы.
49. Педагогическая деятельность и идеи В.А. Сухомлинского.
50. Советская школа как педагогический феномен; её особенности и тенденции развития (1917 – 1991).
51. Основные тенденции развития образования в современном мире.
52. Тенденции и проблемы развития современного российского образования.