Характеристики универсальных учебных действий обучающихся
Виды УУД | Характеристики УУД | Результаты развития УУД | Значение УУД для обучения |
Личностные универсальные учебные действия | Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор | -личностное, профессиональ ное, жизненное само-определение; -смыслообразование, т.е. уста- новление обучающимися связи между целью учебной дея- тельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать; -нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого, обеспечивающее личност- ный моральный выбор. | Обеспечивают ценностно –смыс- ловую ориента- цию обучающих- ся и ориентацию в социальных ро лях и межлично- стных отноше- нииях. |
Регулятивные универсальные учебные действия | Умение организовывать свою учебную деятельность | -уметь ставить учебные цели; -планировать последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последова-тельности действий; -прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; -контролировать способ дейст-вия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружить отклонения и отличия от этало-на; -корректировать необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата самим обучающимся, учителем, това- рищами; -оценивать результат своей ра-боты; -саморегулировать силу и энер-гию и преодолевать препятст-вия. | Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятель-ности. |
Познавательные универсальные учебные действия | Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | -уметь выделять и формулиро-вать познавательную цель; -находить и выделять необходи- мую информацию; -структурировать знания; -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -выбирать эффективные спосо- бы решения задач; -контролировать и оценивать процесс и результаты деятель- ности; -уметь осмысливать прочитан-ное, извлекать необходимую ин- формацию из прослушанных текстов различных жанров; -определять основную и второс- тепенную информацию; -уметь формулировать пробле-мы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при ре- шении проблем творческого и поискового характера. | Общеучебные, ло-гические учебные, а также постановка и решение пробле-мы. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Умение общаться, взаимодействовать с людьми | -уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; -инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; -разрешать конфликты; -управлять поведением пар-тнёра; -уметь точно выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями комму-никации. | Обеспечивают со-циальную компе-тентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в кол-лективном обсуж-дении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
Связь универсальных учебных действий
с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.