ДЕ - 1. История развития, предмет, задачи и методы педагогической психологии как науки
1. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени называется:
а) естественным экспериментом;
б) лонгитюдным исследованием;
в) комплексным методом;
г) эмпирическим методом.
2. К методам воздействия в педагогической психологии относится:
а) естественным экспериментом;
б) наблюдение;
в) опрос;
г) психологическая коррекция.
3. Педология это наука:
а) о воспитании;
б) об обучении;
в) комплексная наука о целостном развитии;
г) все ответы верны.
4. Рефлексией называется:
а) яркая выраженность различных рефлексов;
б) ответная реакция организма на действия раздражителя;
в) способность субъекта к анализу собственных умственных действий и поступков;
г) все ответы верны.
5. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- утверждал в своей книге:
а) Л.С. Выготский;
б) А.Н. Леонтьев;
в) К.Д. Ушинский;
г) Б.Г. Ананьев
6. Термин «педагогическая психология» был предложен:
а) Дж. Болдуином;
б) В. Вундтом;
в) П.П. Блонским;
г) П.Ф. Каптеревым
7. К основным разделам структуры педагогической психологии НЕ относится:
а) психология педагогической деятельности;
б) психология учебной деятельности;
в) психология обучения;
г) психология воспитания.
8. Термин, предложенный Э. Мейманом и используемый в начале ХХ века как синоним «педагогической психологии» - это:
а) экспериментальная педагогика;
б) практическая педагогика;
в) онтопсихология;
г) педология.
9. Любое психическое явление или система анализируется на двух уровнях: адаптации и преобразования», - утверждает принцип:
а) единства теории и практики;
б) социальной целесообразности;
в) детерминации;
г) развития.
10. К исследовательским стратегиям НЕ относится:
а) стратегия наблюдения;
б) стратегия лабораторного эксперимента;
в) стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента;
г) стратегия формирования.
11. Методы воздействия в педагогической психологии включают:
а) психологическое консультирование;
б) психотренинг;
в) методы оказания психологической помощи и поддержки;
г) все ответы верны
12. Принцип единства теории и практики отвечает за следующие отвечает на следующие ключевые вопросы:
а) Что?
б) Как?
в) Зачем?
г) Все ответы верны
13. Выделяются следующие типы детерминации:
а) каузальная и целевая;
б) гуманитарная и естесственная;
в) естественнонаучная и эмпирическая;
г) верного ответа нет.
14. Условия эффективного наблюдения НЕ предполагают учета:
а) места и времени наблюдения;
б) отношения испытуемых к наблюдателю;
в) цели и объекта наблюдения;
г) анализа протокола наблюдения.
15. К вспомогательным методам исследования в педагогической психологии можно отнести:
а) эксперимент;
б) психологическое измерение;
в) проективные тесты;
г) наблюдение.
16. Укажите название раздела педагогической психологии:
а) психология ребенка;
б) психология воспитания;
в) психология раннего возраста;
г) саморазвитие и самовоспитание.
17. К какому разделу педагогической психологии относится следующее определение: «психологический аспект формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности»?
а) Психология обучения;
б) Психология воспитания;
в) Психология педагогической деятельности;
г) Психология сопровождения образовательного процесса.
18. Психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция, психотренинг, психотерапия и т.п. – все эти методы модно отнести:
а) к методам исследования;
б) к основным методам исследования;
в) к вспомогательным методам исследования;
г) к методам воздействия.
19. Метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности – это:
а) тестирование;
б) анализ продуктов деятельности;
в) эксперимент;
г) наблюдение.
20. Направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры личности с целью их исправления, обеспечения их полноценного развития и функционирования – это:
а) психологическая помощь;
б) семинары и тренинги;
в) психологическая коррекция;
г) психологическое консультирование.
21. Ошибка наблюдения, при которой наблюдатель ориентирован на средние показатели группы, называется:
а) эффект ореола;
б) ошибка ложного согласия;
в) ошибка первого впечатления;
г) к методам воздействия.
22. Когда педагогическая психология стала оформляться в самостоятельное научное направление?
а) В конце XIX века;
б) В середине XVII века;
в) В ХХ веке;
г) Верного ответа нет.
23. Эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы, называется:
а) анализ продуктов деятельности;
б) эксперимент;
в) наблюдение;
г) анкетирование.
24. Основной эмпирический метод целенаправленного систематизированного изучения человека – это:
а) анализ продуктов деятельности;
б) эксперимент;
в) наблюдение;
г) анкетирование.
25. Этот метод широко используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, конспектов, поделок и т.п.:
а) анализ продуктов деятельности;
б) эксперимент;
в) наблюдение;
г) анкетирование.
26. Отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса – это:
а) педагогика;
б) психология;
в) педагогическая психология;
г) психология профессиональной деятельности.
27. Название книги В. Прейера, в которой приведены дневниковые записи наблюдений за его сыном, и которая является одной из первых книг по проблематике педагогической психологии:
а) «Психологические способности»;
б) «Особенности утомления детей»;
в) «Душа ребенка»;
г) «Эмиль, или о воспитании».
28. «Целью любого воздействия является становление и развитие всех участников образовательного процесса и системы образования в целом» - так формулируется в педагогической психологии принцип:
а) социальной целесообразности;
б) развития;
в) единства теории и практики;
г) наглядности.
29. Ошибка наблюдения, когда наблюдатель в оценке поведения испытуемых следует мнению окружающих и не склонен учитывать реальные результаты исследования – это:
а) ошибка ложного согласия;
б) ошибка средней тенденции;
в) ошибка первого впечатления;
г) верного ответа нет.
30. В рамках естественнонаучной парадигмы в психолого-педагогических исследованиях сформулирована следующая исследовательская стратегия:
а) стратегия наблюдения;
б) стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента;
в) стратегия формирования;
г) все ответы верны.