Материалы для промежуточного и итогового контроля

Варианты проверочных и контрольных работ для промежуточного контроля

Проверочные работы

Тема 1.2. Естествознание как комплекс наук о природе. Научный метод

Вариант I

1. Наблюдение как эмпирический метод: виды, требования к организации, возможности и значение.

2. Формализация в естествознании и ее значение.

Вариант II

1. Эксперимент как эмпирический метод: виды, требования к организации, возможности и значение.

2. Гипотеза. Требования к гипотезе, ее функции.

Вариант III

1. Идеализация как теоретический метод. Идеальные объекты: примеры, значение.

2. Ограничения в естествознании, связанные с особенностями методов.

Вариант IV

1. Особенности научного мировоззрения.

2. Критерии научности, их значение.

Тема 2.2. Свойства объектов микромира. Принципы дополнительности,
неопределенности, суперпозиции

Вариант I

1. Принцип дополнительности.

2. Классификация элементарных частиц.

Вариант II

1. Принцип соответствия.

2. Характеристика фундаментальных взаимодействий элементарных частиц.

Вариант III

1. Корпускулярно-волновой дуализм материи.

2. Принцип Паули.

Вариант IV

1. Соотношение неопределенностей.

2. Квантовые числа.

Тема 3.1. Жизнь. Системность в организации живого

Вариант I

1. Охарактеризовать живое как систему.

2. Проблема выделения элементарной живой системы.

Вариант II

1. Признаки живого.

2. Самоорганизация живых организмов и II начало термодинамики.

Вариант III

1. Уровни организации живого.

2. Проблема выделения существенных свойств жизни.

Срезовые контрольные работы

Тема 2.7. Развитие представлений о строении и эволюции мегамира

Выберите правильный ответ и обоснуйте его.

Метагалактика – это … .

а) название галактики, в состав которой входит Солнце;

б) скопление галактик правильной формы;

в) доступная для наблюдений область Вселенной с радиусом около 13 млрд световых лет.

Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия

1. Какие из перечисленных воздействий человека на биосферу являются необратимыми? Почему?

а) разрушение озонового экрана;

б) создание и использование органических химических веществ, не разлагающихся в ходе биологического круговорота;

в) бесконтрольная вырубка лесов;

г) увеличение содержания СО2 в атмосфере;

д) загрязнение мирового океана;

е) уничтожение видов;

ж) загрязнение верхних горизонтов почвы радионуклидами.

2. Дайте экологическую характеристику вида человек разумный.

Варианты итоговых контрольных работ

Вариант I

1. Проблема возникновения Вселенной: гипотезы, возможности их проверки.

2. Факторы биологической эволюции.

3. Человек как геологическая сила.

Вариант II

1. Проблема возникновения жизни на Земле.

2. Современные представления о пространстве и времени.

3. Человечество как диссипативная система.

Вариант III

1. Проблема происхождения человека: гипотезы, возможности их проверки.

2. Физико-химические основы жизни.

3. Значение законов сохранения.

Вариант IV

1. Проблема происхождения Солнечной системы: гипотезы, возможности их проверки.

2. Корпускулярно-волновой дуализм материи, его значение в диалектизации естествознания.

3. Генетические основы жизни

Вариант V

1. Проблема возникновения и эволюции звезд: гипотезы, возможности их проверки.

2. Биосоциальная характеристика человека.

3. Виды и преобразование энергии. Вероятностный характер и значение второго начала термодинамики.

Вариант VI

1. Современные представления о происхождении химических элементов.

2. Значение науки в жизни современного общества.

3. Структурные уровни организации живого.

Вариант VII

1. Концепции развития науки.

2. Распределение вещества и энергии в биосфере.

3. Развитие представлений о факторах, определяющих свойства химических элементов.

Вариант VIII

1. Проблема самоорганизации материи. Условия и нелинейный характер самоорганизации.

2. Живое вещество как геологическая сила.

3. Научный метод. Критерии научности.

Вариант IX

1. Изменение классической научной картины мира в результате научной революции двадцатого века

2. Элементарные частицы и их взаимодействия.

3. Разнообразие межвидовых взаимоотношений в биогеоценозах, их значение.

Вариант X

1. Принцип глобального эволюционизма, его роль в современной научной картине мира.

2. Структурные уровни организации материи.

3. Место человека в системе материального мира. Развитие представлений о ноосфере.

Наши рекомендации