Распределение баллов по всем видам деятельности за семестр
Вопросы для проведения экзамена
1. Предмет и задачи педагогики. Связь ее с другими науками.
2. Фундаментальные категории педагогики.
3. Источники и характер педагогического знания. Педагогическая антропология.
4. Система современного педагогического знания.
5. Основные этапы становление педагогики как науки.
6. Выдающиеся деятели педагогической мысли.
7. Методология педагогической науки. Различные подходы к изучению педагогической действительности.
8. Методы научно-педагогического исследования.
9. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Базовые теории личности.
10. Личность как предмет воспитания. Факторы ее развития.
11. Проблема целеполагания в педагогике. Цели образования и воспитания в современной школе.
12. Значение деятельности в развитии и формировании личности. Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающим миром, природой, самим собой.
13. Характеристика основных видов деятельности. Понятия «ведущий вид деятельности».
14. Понятия «возраст», «социальная ситуация развития», «кризис», «новообразование».
15. Этапы возрастного развития детей. Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп детей.
16. Индивидуализация воспитания. Особенности работы с трудными и одаренными детьми.
17. процесса.
18. Закономерности целостного педагогического процесса.
19. Этапы педагогического процесса.
20. Сущность воспитания. Его психологические основы. Отечественные и зарубежные концепции воспитания.
21. Проблема целей в воспитании.
22. Движущие силы и закономерности воспитательного процесса.
23. Принципы воспитания: гуманизм, личностный подход, опора на положительное в ребенке, ориентация на саморазвитие, народности, общественной направленности, гармонизации воспитательных воздействий.
24. Самовоспитание как задача воспитания в работе с подростками и старшими школьниками.
25. Явления сопротивления воспитанию. Перевоспитание.
26. Воспитание и культура. Культурно-исторические типы воспитания. Педагогические традиции народов Крыма. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе.
27. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
28. Институты воспитания. Значение семьи в развитии личности. Нормы и отклонения в семейном воспитании.
29. Методы воспитания. Их классификация, психологические основы.
30. Выбор методов воспитания.
31. Приемы и средства воспитания.
32. Словесные методы и формы воспитания.
33. Метод примера. Внушение в воспитании.
34. Методы организации деятельности. Упражнение, приучение, требование, игра.
35. Поощрения и наказания в воспитательной работе.
36. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.
37. Функции процесса обучения, их реализация.
38. Структура процесса обучения.
39. Движущие силы и закономерности процесса обучения.
40. Принципы обучения. Система дидактических принципов. Соотношение принципов и правил обучения.
41. Принципы сознательности и активности в обучении.
42. Связь обучения с практикой, как дидактический принцип, принцип воспитывающего обучения. Варианты его реализации на уроках.
43. Принципы систематичности, научности и доступности в обучении.
44. Принцип наглядности и прочности обучения.
45. Программированное обучение. Компьютер как средство обучения.
46. Проблемное обучение. Сущность, методы.
47. Дифференцированное обучение. Проблемы и перспективы.
48. Содержание образования в современной школе. Факторы отбора. Образовательные программы.
49. Учебные планы. Программы.
50. Учебники и учебные пособия. Их информационные и дидактические функции. Требования к учебнику.
51. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.
52. Классификация методов обучения по источнику знаний. Ее достоинства и недостатки.
53. Практические методы обучения. Их характеристика.
54. Словесные методы обучения. Требования к речи учителя.
55. Наглядные методы обучения и аудиовизуальные средства обучения.
56. Классификация методов обучения по степени познавательной активности учащихся (классификация по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину). Достоинства и недостатки данной классификации.
57. Классификация методов обучения по структуре учебно-познавательной деятельности (классификация по Ю.К.Бабанскому). Ее достоинства и недостатки.
58. Выбор методов обучения.
59. Организационные системы обучения. Их зависимость от общественно-исторического развития.
60. Формы организации обучения в современной школе. Урок как основная форма организации обучения.
61. Типы и структура уроков. Нестандартные уроки. Подготовка к уроку.
62. Современный урок и требования к нему.
63. Способы организации учебной деятельности учащихся на уроке.
64. Домашняя учебная работа школьников.
65. Контроль в процессе обучения. Функции контроля. Виды и формы контроля.
66. Оценка результатов обучения. Ее значение. Требования к оцениванию знаний учащихся.
67. Методическая работа в школе.
68. Альтернативные типы учебных заведений. Особенности их функционирования.
69. Инновации в образовании. Опыт учителей новаторов.
70. Формирование познавательных интересов школьников.
71. Самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения.
72. Классное руководство как специфический вид педагогической деятельности. Система работы классного руководителя
73. Сотрудничество с родителями в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое просвещение родителей.
74. Внеклассная и внешкольная работа воспитательная работа с учащимися. Ее задачи и специфика.
75. Требования к личности современного учителя.
76. Педагогическое мастерство учителя.
77. Рациональная организация труда учителя.
78. Творческий характер профессии учителя. Педагогические инновации в деятельности современного учителя.
Распределение баллов по всем видам деятельности за семестр
Очная форма обучения
Текущий контроль | Промежуточная аттестация (зачет/экзамен) | Всего | ||||||
Вид учебной деятельности | ||||||||
Тема | Лекции | Практичес- кие занятия | Семинары | Лаборатор-ные работы | Самостояте-льная работа | Индивидуа-льная работа | ||
10бал. | - | 40бал. | - | - |
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная учебная литература:
1.Бордовская Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/Н. В. Бордовская, А. А. Реан.-СПб.: Питер, 2009.-304 с.- (Учебное пособие).- Допущено Учеб.-метод. об-нием
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах М.: Педагогическое общество России, 2002 144 с.
3. Педагогика [Текст]:учеб. для студентов пед. учеб. заведений/под ред. П. И. Пидкасистого.-М.:Пед. о-во России,2006.-608 с.
4. И. П. Педагогика: новый курс [Текст]: учеб. для студентов вузов по пед. спец.: в 3 кн./И. П. Подласый.-М.:ВЛАДОС.-(Учебник для вузов). Кн. 1:Общие основы. Процесс обучения.-2008.-574 с.: ил.
5. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. по дисциплине "Педагогика" для студентов вузов по пед. спец./В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина.-9-е изд., стер. М.:Академия, 2008.-576 с.- (Высшее профессиональное образование)
б) дополнительная учебная литература:
1. Белкин А С Возрастная педагогика [Текст]: теоретико-интегративный курс/А.С. Белкин; Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург:[б. и.], 2010.- 167 с.
2. Гуслова Маргарита Николаевна. Инновационные педагогические технологии [Текст]:учеб. пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования/М. Н. Гуслова.- М.:Академия, 2010.-288 с
3. Загвязинский Владимир Ильич. Общая педагогика [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по направлению"Педагогика"/В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова.- М.: Высш. шк., 2008.-391 с.
4. Коджаспирова Галина Михайловна. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс,2008.-256 с.
5. Константинов Николай Александрович. История педагогики [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов/Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева.-Изд. 6-е, доп. и перераб.-М.: Просвещение, 2008.-447.
6. Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» [Текст]: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд. УРАО, 2006. – 268 с.
7. Коротаева Евгения Владиславовна. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст]: [пособие для учителей и педагогов]/Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т.- М.:Academia, 2007.-256 с.
8. Краевский Володар Викторович. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец./В. В. Краевский, Е. В. Бережнова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2008.- 400 с.
9. Никитина Наталья Николаевна. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец.(ОПД. Ф. 02 - Педагогика)/Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.-М.:Академия,2006.-224 с.
10. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. 3 изд. – М., 2002
11. Педагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов пед. спец./Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. В. П. Крившенко.-М.:Велби: Проспект, 2006.-432 с.- Допущено М-вом образования РФ.
12. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. 432с.
13. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой.-М.:Академия, 2008.-352 с.- (Высшее профес-
14. Подласый И.П.Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов.- М., 2003.
15. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: сб. науч. тр./Урал. гос. пед. ун-т, Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова.-Екатеринбург:СВ-96. Вып. 6.-2010.-384 с.
16. Свадковский Иван Фомич. Введение в педагогику: Курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов по пед.спец.(ОПД.Ф.02 - Педагогика)/И.Ф.Свадковский; Под ред.В.А.Сластенина.-М.:Академия,2005.-160с.
17. Столяренко Л.Д. Педагогика.- Р/Д, 2000.
18. Харламов Иван Федорович. Педагогика [Текст]:крат. курс: учеб. пособие для студентов вузов пед. спец./И. Ф. Харламов.- 3-е изд.- Минск: Вышэйшая шк., 2005.-272 с
19. Якса Н.В. Основи педагогічних знань. ¾ К. «Знання», 2006
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1.«Директор школы».Профессиональный научно-методический журнал для педагогических работников. - URL: http://www.direktor.ru/
2. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellectinvest.org.ua/rus/library. (В свободном доступе книги и периодически издания в форматх pdf и DjVu, изданные начиная с XVIII в.)
3. Виртуальная библиотека.- URL: http://www.library.ru/
4. Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать онлайн, скачать книги по педагогике).
5. Документы на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://www.obrnadzor.gov.ru.
6. Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет» - URL: http://www.catalog.alledu.ru
7. Материалы по дидактике - URL: http://www.iro.yar.ru
8. Международный научный педагогический журнал.- URL: http://www.oim.ru
9. Новые педагогические технологии - URL: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
10.Общие основы педагогики. - URL: http://old.tspu.edu.ru
11.Педагогика [Электронные учебные материалы] /Сост. Е.М.Подгорных, Т.П.Днепрова, Л.В.Быкова.- Екатеринбург: УрГП, 2006.-CD-Rom.
12. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .
13.Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам. - URL: http://www.nlr.ru
14.Педагогическая библиотека. - URL: http://pedlib.ru
15.Педагогические проблемы. - URL: http://www.trizminsk.org
16. Педагогический мир (PEDMIR.RU): электронный журнал. – Режим доступа: http://pedmir.ru.
17. Росйский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru .
18.Российская национальная библиотека. - URL: http://www.nlr.ru
19.Российский федеральный портал - URL: http://www.edu.ru
20.Сайт Министерства образования России, Государственный НИИ информационных технологий- URL:: http://www.informika.ru
21.Сайт: РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ - URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/10.aspx
22. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://svsidorov. ucoz.com (http://paidagogos.com http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html)
23.Словари: Философия, Педагогика. - URL: http://voc.metromir.ru/phylosofy/id873
24.Статьи по педагогике. - URL: http://www.nycr.org.ru/category/pedagogika-nauka
25. Тематический каталог аннотированных Интернет-адресов, представляет сети российских и зарубежных организаций сферы дистанционного образования, ведется календарь конференций, можно получить методическое и программное обеспечение. - URL: http://www.informika.ru/text/distobr/
26. Типовое положение об общеобразовательном учреждении / в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 № 919. – Режим доступа:http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12905 .
27.Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: World Wide Web. - URL: http://www.edu.ru - 01.09.2005.
28.. Фундаментальная электронная педагогика. - URL: http://feb-web.ru
29.Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.- URL:http://school.holm.ru/