Ипология уроков иностранного языка.
Нестандартные уроки. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По 1) Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина
В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым.
1. Уроки-“погружения”
2. Уроки – деловые игры
3. Уроки-пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Уроки-консультации
8. Компьютерные уроки
9. Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки взаимообучения учащихся
11. Уроки творчества
12. Уроки аукционные
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки – творческие отчеты
17. Уроки-формулы
18. Уроки-конкурсы
19. Бинарные уроки
20. Уроки – обобщения
21. Уроки – фантазии
22. Уроки-игры
23. Уроки-“суды”
24. Уроки поиска истины
25. Уроки – лекции “Парадоксы”
26. Уроки-концерты
27. Уроки-диалоги
28. Уроки – “Следствие ведут знатоки”
29. Уроки – ролевые игры
30. Уроки-конференции
31. Уроки-семинары
32. Интегральные уроки
33. Уроки – “Круговая тренировка”
34. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
35. Уроки-экскурсии
36. Уроки игры “Поле чудес”
Примерная схема оформления конспекта урока
(традиционный вариант оформления конспекта урока)
Утверждаю
«____» ____________ 200_ г.
Методист:______________
Учитель:_______________
Конспект урока по___________
Тема урока ___________________________________________________
Цели урока: __________________________________________________
Средства обучения: ___________________________________________
_____________________________________________________________
(наглядные, учебные пособия, схемы, программное обеспечение и т.д.)
Структура урока:
а) подготовка учащихся к уроку (достать тетради, дневники, учебники и т.д.); б) проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного, опрос (10-15 минут);
3. Объяснение нового материала (15-20 минут);
4. Задание на дом (2-3 минуты);
5. Закрепление усвоенного материала.
Примечание: структура урока меняется в зависимости от его типа.
Ход урока:
Подробное описание всего хода урока (система вопросов к классу, предполагаемые ответы учащихся, содержание примеров и задач, фамилии учащихся для вызова, обобщение, выводы, содержание записей в тетрадях и т.д.)
Подробный ход урока по форме:
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ПК и других форм наглядности | Вид доски | Примечание |
6. Используемая литература.
Указание. В изложении хода урока должно быть рассказано:
а) как будет сообщена учащимся цель урока;
б) как учитель подводит к новой теме;
в) как будет организовано изучение нового материала;
г) как будут сочетаться индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы на уроке (при изучении нового, при закреплении материала);
д) какие будут использованы формы контроля;
е) какие пояснения будут сделаны к заданию на дом;
ж) как будет подведен итог урока.
В конспекте должны быть решены все классные и домашние задания.
Примерная схема анализа урока
I. Тип урока и структура
1. Основная дидактическая цель урока.
2. Тип урока, его место в системе уроков по теме.
3. Элементы урока, их дозировка.
II. Организационное начало урока
1. Готовность учащихся и класса к уроку.
2. Сообщение цели, темы и плана урока.
3. Организация учащихся (мобилизация их внимания, подготовка к восприятию материала урока).
III. Содержание и методика проверки учебного материала
1. Цель и место повторения и проверки знаний и умений.
2. Способы проверки знаний и умений.
3. Активизация класса во время проверки.
4. Объективность проверки и наличие достаточной ее аргументации.
IV. Организация усвоения и закрепления учебного материала
1. Способы перехода к новой теме.
2. Научность, доступность, идейная направленность содержания нового материала, соответствие его программе и учебнику.
3. Связь теории с практикой, с личным опытом учащихся.
4. Разнообразие и обоснованность применяемых методов и приемов учебной работы Использование наглядности и технических средств обучения, приемов активизации учащихся.
5. Организация индивидуальной и коллективной работы учащихся. Виды самостоятельной работы.
6 Методика закрепления нового материала, эффективность приемов закрепления.
7. Характер домашнего задания, разъяснение рациональных способов его выполнения.
8. Подведение итогов урока.
V. Поведение учителя и учащихся на уроке
1. Умение установить контакт с классом, добиться взаимопонимания с учениками; педагогический такт и стиль деятельности практиканта на уроке.
2. Умение владеть собой, управлять своими чувствами, следить за логичностью и грамматической правильностью речи, распределять внимание и контролировать свое поведение на уроке.
VI. Выводы и предложения
1. Общая оценка урока. Достигнуты ли цели урока?
2. Рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию урока.
Примерная схема самоанализа урока:
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каков его тип?
2. Какие задачи решались на уроке? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Как учтены в задачах урока особенности класса, отдельных групп учащихся?
3. Почему выбранная структура урока была реализована для решения этих задач? Рационально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, закрепления и т. д.? Правильно ли распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами?
4. На каком содержании (понятиях, идеях, фактах и т.д.) сделан главный акцент урока и почему?
5. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
6. Как осуществляется дифференцированный подход к учащимся?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и методах он осуществляется? Почему?
8. Какие средства обучения использовались?
9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока: предупреждалась ли их перегрузка?
10. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
11. Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?