Этические обязательства взрослого перед ребенком
Этическими нормами можно считать "Конвенцию о правах ребенка". Государства, подписавшие конвенцию (в том числе Россия), признают, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе". Большинство статей конвенции обязывают государства принять соответствующие законы, защищающие права детей. В российском законодательстве имущественные права ребенка защищены в Семейном Кодексе, а также в специальных законах (налоговых, бюджетных), в которых отдельными пунктами предусматриваются льготы или пособия для несовершеннолетних. Права ребенка, связанные с угрозой его жизни и здоровью, защищены в Уголовном Кодексе.
Нормы, описанные в конвенции и не подкрепленные законодательством России, следует считать этическими нормами для педагога. Особое внимание следует обратить на статьи с 12 по 17, в которых излагаются права детей на выражение своих взглядов. Эти статьи конвенции обязывают государства, подписавшие конвенцию, не принимать законы, запрещающие детям выражать свое мнение, только на основании того, что они дети. Однако, следует иметь в виду, что в конвенции декларируется только право ребенка «свободно выражать свое мнение» (статьи 12, 13), но конвенция не говорит о том, что взрослый обязан в процессе воспитания или содержания ребенка следовать его мнению (ни в отношении него самого, ни в отношении других детей).
При реализации своих прав на свободу религии и свободу собраний (статьи 14, 15), ребенок обязан подчиняться ограничениям таким же, какие существуют в демократическом обществе для взрослых граждан, - ограничения в интересах общественной безопасности, охраны здоровья, нравственности, прав и свобод других граждан. Педагог может и обязан оценить идеи, которые собираются реализовывать дети, и разрешить или запретить их реализацию.
В статье 16 говорится о произвольном (то есть беспричинном) вмешательстве в личную жизнь ребенка, или незаконном вмешательстве, то есть запрещенном законами, другими словами, с целью нанести ему ущерб, физический или нравственный. При работе в лагере вожатый должен исходить из следующего принципа. Главнейшая обязанность вожатого является сохранение физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращение случаев нанесения им ущерба другим детям. При выполнении этого основополагающего принципа, вожатый заботиться о духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. При этом педагог пользуется дискуссией с ребенком для воспитания его.
Заключение.
При работе в лагере вожатый должен исходить из следующего принципа: главнейшей обязанностью вожатого является сохранение физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращения случаев нанесения им ущерба другим детям. При выполнении этого основополагающего принципа вожатый заботится о физическом и духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. Основным методом воспитания ребенка является дискуссия.
При работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Самое главное в оздоровительном учреждении – жизнь и здоровье детей.
- Вы несете уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Вы отвечаете за жизнь и здоровье детей с момента их формальной передачи Вам.
- Не занимайтесь самолечением детей.
- Обратитесь в медпункт и выясните, есть ли в отряде дети с хроническими заболеваниями.
- Вы НЕ несете ответственность за сохранность имущества детей (хотя корпус закрывать необходимо).
- Отдавать ребенка под расписку можно только родителям, при предъявлении паспорта.
- Обращаться чаще к охране лагеря, не пытаться самостоятельно выяснит отношения в случае возникновения проблемы.
- За все «проказы» детей несут материальную ответственность его родители.
Формально ребенка из лагеря выгнать нельзя (предоставляется услуга и за нее заплачено).
При работе в лагере вожатый должен, что главнейшая обязанность вожатого является обеспечение безопасности детей. Для обеспечения этой цели педагог может нарушить чьи-то права на свободу слова и аналогичные права. Только при сохранении физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращение случаев нанесения им ущерба другим детям, вожатый заботится о духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. При этом педагог пользуется дискуссией с ребенком для воспитания его. Основополагающим тезисом может служить пункт 3, статьи 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Необходимо осознавать, что любой несчастный случай, произошедший в лагере, будет в обязательном порядке расследован. Поэтому необходимо фиксировать все произошедшие случаи травматизма, и грамотно оформлять их документально. Следует иметь ввиду:
- для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребенка или его родителей,
- отсутствует срок давности,
- как правило, такие дела не подлежат окончанию в результате примирения (дело будет поддержано прокуратурой и доведено до суда).