Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
1. Основные проблемы, задачи, реалии и перспективы психолого-педагогической диагностики; её место в системе психологической и педагогической наук и в системе других наук о человеке.
2. Основные понятия и термины науки психодиагностики.
3. Значимость психолого-педагогического обследования для определения хода психического развития детей и его соответствия возрастным нормативам.
4. Основные классификации психодиагностических средств. Понятия о стандартизации методов, методик и проведении психодиагностических процедур.
5. Основные виды психолого-педагогической помощи клиентам (детям, подросткам, родителям, педагогам и др.).
6. Содержание работы педагогов и психологов при оказании психопрофилактической, психокоррекционной, консультативной помощи клиентам.
7. Значимость психодиагностических методов и методик, применяемых в процессе оказания основных видов психолого-педагогической помощи.
8. Основные термины и понятия, относящиеся к теории и практике оказания психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной психолого-педагогической помощи.
9. Организацию, принципы и содержание функционирования системы диагностической, коррекционно-развивающей, консультативно-просветительской, психопрофилактической работы с детьми и подростками в рамках психологической службы народного образования.
10. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб.
11. Основы оказания психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей как нормативно развивающихся детей, так и детей с отклонениями физического и/или интеллектуального развития.
12. Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность психологов и педагогов в системе психологической службы народного образования.
Студент, изучивший дисциплину, долженуметь:
1. Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями: самой науки психодиагностики; относящимися к теории и практике оказания психолого-педагогической помощи; касающимися вопросов организации и содержания работы психологической службы народного образования, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.
2. Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам курса, публично выступать с докладами и защитой рефератов.
3. Грамотно и аккуратно работать с источниками специальной литературы: цитировать, конспектировать, аннотировать, реферировать.
4. Анализировать конкретную документацию на детей (медицинскую, психологическую, педагогическую).
5. Организовывать диагностическую работу с детьми и подростками во время педагогической практики и в ходе исследовательской деятельности в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
6. Оказывать консультативную помощь детям, подросткам, их родителям, коллегам (специалистам-смежникам), другим лицам, нуждающимся в знаниях в области психодиагностики, организации и содержания основных видов психолого-педагогической помощи. При этом адекватно оценивать свои профессиональные и личностные возможности, а также использовать знания морально-этических норм данной деятельности.
7. Проводить психопрофилактическую, психокоррекционную и консультативную работу с детьми и подростками во время педагогической практики и в ходе исследовательской деятельности в процессе выполнения курсовых и дипломных работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Рекомендуемая литература
Основная.
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351 с. (1); 2005. – 351 с. (14); 2006. – 351 с. (15).
2. Введение в психодиагностику [Текст]: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с. (19).
3. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с. (12).
4. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Академия, 2003. – 320 с. (9).
5. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский и др. ; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Академия, 2003. – 464 с. (287).
Дополнительная.
1. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. Часть 1 (217); часть 2 (217); часть 3 (210).
2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с. (28).
3. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. М. : Новая школа, 1998. – 144 с. (11).
4. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с. (8).
5. Карпова, Г. А. Методы педагогической диагностики [Текст]: учеб. пособие / Г. А. Карпова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. – 43 с. (81).
6. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. (1).
7. Немов, Р. С. Психологическое консультирование [Текст] : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с. (2).
8. Немов, Р. С. Психология [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика . – 512 с. (21).
9. Основы психодиагностики [Текст] / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с. (11).
10. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты : учеб пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : БАХРАХ-М, 2006. – 672 с. (34).
11. Психологическая служба школы [Текст] : учеб. пособие / М.К. Акимова и др. ; под. ред. И. В. Дубровиной. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 222 с. (5).
12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: комплект рабочих материалов / под. общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с. (18).
13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1995. - 529 с. (7).
14. Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 208 с. (6).
15. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С. Ю. Циркина. – СПб. : Питер, 2000. - 752 с. (5). 2-е изд, перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2004. – 896 с. (4).
16. Ткачёва, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачёва // Дефектология. – 1999. - № 5. – С. 30 – 36. (2).
17. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 1999. – 96 с. (5).