Этюд в действенном анализе 5 страница
Спектакли, несущие в себе стихию этюда как строительного материала, должны быть подхвачены искусством народного театра. Это в природе народного театра гораздо больше, чем профессионального. Поэтому этот опыт для самодеятельного творчества должен быть поучительным и плодотворным. Почему не сочинять такие спектакли, как «Хоровод», «Потешки» — представление скоморохов, которое сплетено из серий этюдов по мотивам народных баек, притч, анекдотов.
Это плодотворная линия — овладение этюдом, как основным репетиционным и творческим элементом.
В спектакле нашего театра «Борис Годунов» выразителен, по общему признанию, эпизод «вязать, давить Борисова щенка»,— трагическая сумятица на площади. Играется он этюдно и найден через этюд. Этюдом можно решать и такие сложные идейные и пластические задачи, если свободно владеть этим элементом.
У К. С. Станиславского была мечта создать спектакль через ситуацию актерского неведения. Он считал, что если актеры не будут знать пьесу, а пройдут историю непредвзято, по предложенным эпизодам, то это будет наиболее эффективный путь для постижения новой методики. Этюдный метод особенно наглядно и подлинно ощутить артист может, если он попадет в процесс создания спектакля, не зная, какую пьесу репетирует. И мы такой опыт проделали.
Мы предложили студентам сочинить пьесу самим. В течение месяца или двух это задание они выполнили. Студенты, по существу, сочинили «Вей, ветерок» Райниса, но они не знали, что это Райнис, не знали, что существует такое произведение.. Мы просто говорили им: давайте представим себе, что…. Переложили в этюдную канву ситуацию, аналогичную пьесе, со всеми возможными подробностями. Репетировали, играли этюды и сыграли целую пьесу о том, как на хуторе жила семья, были дочери, падчерица... Нужно было дочерей как-то выдавать замуж... Жизнь распроклятая, никак не вырвешься на свободу. Появился парень, сватался к одной, а прилип к другой. Ее начали травить, она покончила жизнь самоубийством. Парень, узнав об этом, тоже покончил с собой. Так сочинили историю и сыграли ее.
Вот такой вход в авторский материал с полным неведением, то есть с переключением артистов в ситуацию соавторства, дает студентам чувственное осознание процесса. Артисты были авторами истории, и это дало такую «прибыль», которую даже трудно оценить. И когда мы, сыграв этюдное сочинение, потом прочитали пьесу «Вей, ветерок», то студенты были потрясены тем, что придуманное ими так блестяще оформлено и сочинено поэтом Райнисом! Они буквально .в это вцепились зубами, руками, сердцем, так нравился им уровень, предложенный Райнисом. И через месяц пошел спектакль на сцене. Мало того, они так были воодушевлены, что мы с легкостью смогли поменять исполнителей, ввести новых артистов. Исполнители абсолютно вошли в роль авторов, потому что прошли весь мучительный процесс сочинительства.
У Станиславского есть мысль о том, что актерам надо пройти авторскими путями, чтобы авторское стало актерским. Ведь актерская профессия — это профессия соавторов. Авторизация авторизированного. Автор увидел жизнь, он ее авторизировал. Эту авторизированную жизнь актеры еще раз авторизуют. Поэтому сам актерский труд есть авторизация авторского, значит, нужно научить артистов авторское делать своим. И этот процесс авторизации нагляднее всего осуществляется опытом, о котором мы рассказали.
И конечно, и артисты, и студенты убедились с какой-то исключительной наглядностью в том, что этюд — серьезный помощник в авторизации, что через этюд артисты могут пройти закоулками авторского процесса.
Конечно, это опыт лабораторный. Станиславский о нем мечтал не для того, чтобы сделать постоянным приемом работы. Нет, это только опыт, убеждающий в закономерности методики. Новой методики. Люди, которые этот опыт проходят, становятся верными его патриотами. Опыт сочинения спектакля до знакомства с автором очень плодотворен во всех аспектах, особенно в актерско-тренировочном, чтобы артист осознал природу профессии, чтобы артист понял по-настоящему, что он сочинитель произведения, и работал на равных с Шекспиром и Горьким, Райнисом и Фонвизиным. Для того, чтобы это понять и прочувствовать, такой опыт проделать в школе полезно, а может быть, необходимо.
Конечно, тут существует множество всяких «но». Надо создать массу предпосылок, чтобы этот эксперимент поставить. Как и всякий эксперимент, он требует условий. Нужно как-то расположить к этому опыту и тех, кто его ставит, и тех, кто окружает. Ведь первый вопрос, который дискредитирует этот опыт, это вопрос: «А почему нельзя прочесть пьесу, узнать пьесу? Зачем какой-то выдуманный, искусственный процесс. Легче же прочесть». Такие возражения, вопросы возникают сразу, если пьесу объявляют. Но можно же работать не объявляя пьесу, увлечь на сочинение ее. Если, не называя пьесы, в порядке предложения, в порядке учебного опыта сочинить этюдную канву будущего спектакля, а потом эту канву, рожденную, сочиненную, подложить под текст автора,— эффект получается грандиозный.
И в этом еще убеждает одно школьное упражнение — сказка, которое используется довольно широко. Мы много раз его делали. Студенты сочиняли сказку, разыгрывали ее, и она выносилась на экзамен. Можно сочинить сказку и потом, сличив и соединив ее с авторским источником, получить спектакль, созданный этюдно. В нем также повторяется главный элемент профессии: авторизация автора. И педагоги, и режиссеры, и артисты должны наглядно физически убедиться, что этот процесс свойствен актерской профессии. Его надо только почувствовать.
В «Белом пароходе», в нашем учебном спектакле, минут 30 длится легенда, которая есть в повести у Ч. Айтматова. Легенда о Рогатой матери - оленихе интересная и содержательная. Но мы сочинили свою легенду, манком которой был, конечно, первоисточник; Айтматова. Сочинив легенду как пролог к спектаклю «Белый пароход», мы, по существу, проделали то же самое, о чем сейчас рассказывалось, только в обратном порядке. Мы сначала узнали легенду у автора, а потом сочинили заново, но сочиняли уже в границах выразительного языка нашего учебного спектакля.
Такой процесс театральной авторизации еще одно доказательство того, что этюдное сочинение, этюдная подкладка под авторское — это не только необходимое упражнение в воспитании артиста, но и серьезное репетиционное подспорье. Оно может быть не только школьным упражнением, но и театральным средством, репетиционным методом.
Итак, завершая разговор об этюде, как вспомогательном средстве, и о всех проблемах, встающих перед нами, когда мы создаем спектакль, хочется еще и еще раз подчеркнуть, что все проблемы этюдом решаются. Он сохраняет свою уникальную силу и в вопросах зерна роли, и в проблеме мизансценирования, и в проблеме жанра, внутреннего текста, киноленты, физического самочувствия, и т. д., и т. д. Все творческие элементы профессии, все творческие вопросы в процессе создания спектакля — все может быть решено этюдом, если мы им владеем уверенно и свободно. Если мы понимаем, что для нас в театре этюд — это то же самое, что и для живописца. Серов или Пикассо, Репин или Левитан не могли миновать Б творчестве этюдную первооснову. Она должна быть в любой творческой профессии. Что такое гаммы для пианиста, вокализы для вокалиста, экзерсис для танцора, шахматные этюды для шахматиста? Первооснова профессии. Во всех творческих профессиях, у которых есть точные критерии и возможности измерения, во всех этих профессиях этюд в законе. В нашей профессии этюд еще в полную меру не взят на вооружение. Пора преодолеть предрассудок и страх.
6 глава
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Самое главное в педагогике и в режиссуре — чувство своевременности задания. Именно для того, чтобы точнее чувствовать — что же душе артиста нужно именно сегодня, мы поднимаем свой профессиональный уровень, обогащаем кругозор, изучаем новую методику, оснащаем возможности наших органов чувств.
Мы уже говорили, что самое опасное в работе с актером — это поторопить его к результату, но не менее опасно передержать, пересушить творческий процесс, как в уроке, так и на репетиции. Необходимо действовать с точностью врача, но не того, который прописывает рецепт вообще — «от головы, от живота». Хороший врач прописывает курс лечения, беря организм в комплексе, в системе. Он учитывает конкретного больного, в конкретной ситуации, при анамнезе именно этого физического и психологического стереотипа. А мы часто пользуемся нашей педагогической и режиссерской «рецептурой» огульно, вслепую,— «от головы, от живота». Такая режиссура, тем более педагогика, благотворной быть не может.
В нашей работе опасны стремления сразу «глубже» пройти в познание авторского материала и себя в нем. Это было бы возможно в случае особой предрасположенности индивидуальности. Но, если брать средний нормальный рабочий уровень, не ремесленный, не халтурный, а творческий, то необходимо постепенное постижение глубины авторского материала. Конечно, можно очень быстро пройти процесс познания роли, но в этом процессе важно, чтобы участвовало живое чувство, а потому необходимо подкарауливать, поджидать потребности и возможности артиста или ученика, и здесь как раз наша бдительность чрезвычайно существенна.
В каждом педагогическом шаге, как в гене,— зерно целого, но все-таки логика и последовательность процесса есть закон. Нужно непрерывно чувствовать преемственность, связь одного момента с другим, поэтому поэтапность этюдных заданий чрезвычайно важна, но опять-таки в каждом этапе должно быть чувство целого. При этом нельзя забывать, что не может быть упражнений, которые — не этюды, точно так же, как этюд не может быть не упражнением.
Возникает такой вопрос: как работать, чтобы не было в процессе подготовки пьесы перекоса, когда один артист работает быстро — сразу почувствовал суть, живо сообразил, а другой еще только едва-едва начинает понимать, что от него требуется.
Не видя артистов, не зная конкретной ситуации учебного класса, трудно дать точные рекомендации, хотя неравномерность познания и освоения заданий — норма. Поэтому в любом случае можно посоветовать сделать такой поворот в работе, чтобы тог, кто вышел вперед, стал куратором — «ассистентом» педагога, режиссера. Его задача помочь другим в выращивании того, что в нем так верно проросло.
Сколько артистов — столько от нас требуется разных ходов: но не менее трудно учитывать своеобразие данного коллектива, группы артистов.
Есть индивидуальности, которые надо продвигать в познании («бурить» путь к чувству) энергичнее, но есть и такие, которые требуют терпения, исключительной лояльности. Разнообразны ходы к раскрытию своеобразия артиста; но что касается этапов познания, то они все равно идут в порядке алфавита (а, б, в, г, д,) или чисел: 1, 2, 3, 4, 5... 150. Этот порядок познания неумолим независимо от того, что один проходит этот порядковый путь быстрее, другой — медленнее, нельзя проскочить: 1, 2, 3 и начать с 16. Все равно, надо пройти последовательный ряд чисел — логику живого процесса.
Мы должны постоянно проверять, не проскакиваем ли мы в логике процесса, не пропускаем ли чего, или, проходя материал быстро, нарушаем последовательность. Если позволяет рабочая ситуация изучать быстро, но последовательно, то можно идти быстро: если не позволяет, надо изучать медленно, не пропуская, не перескакивая, в строгом порядке фактов. Если допустить пропуск, то будет обязательно срыв в органике поведения, вывих в логике движения к цели, а значит и в смысле.
Мы очень часто путаем производственные требования с педагогическими. Трудно подсказать и предсказать все возможные производственные ситуации, в которых мы должны ориентироваться, но нельзя методику на этапе познания, на этапе овладения самой методикой приспосабливать к производственным условиям; сначала необходимо безупречно овладеть ею. Надо уметь приспосабливаться к производственным ситуациям по возможности без потерь.
Последовательность и непрерывность в процессе познания — основное правило анализа, который, чем скрупулезней, тем больше гарантирует открытие главного в будущей роли.
Работая над спектаклем, надо выработать общность энергии создателей. Иначе хорошего спектакля не поставить.
Достойное и подлинное в искусстве театра рождается коллективной волей, общей зараженностью, верным направлением общей энергии, что приобретается, конечно, на совместном пути постижения целого. Если это не создано, и радости от процесса мало, и результат страдает.
Но, к сожалению, не всегда удается пройти «разведку» — анализ событий последовательно и со всеми исполнителями. Приходится работать вразбивку. Это очень распространенная ситуация и очень трудная.
Надо стремиться к какой-то последовательности, даже если нет возможности работать со всеми, и в порядке движения истории пьесы.
Не пройдя с участниками последовательно всего пути истории и роли, сложно ориентироваться в целом, поэтому целесообразно в каждом отдельном клочке пьесы проделывать с отдельными исполнителями все, что делается на репетициях со всеми.
Пробуется отдельная сцена, но приходится так, чтобы присоединить ее к общему замыслу.
Все равно, как бы мы ни работали, необходимо устраивать какие-то общие стартовые встречи, на которых бы коллектив сговаривался о целом. Две-три общих встречи, и тогда с наименьшим компромиссом можно работать вразбивку. Необходим первый этап общего сговора.
Когда работа на этапе анализа идет по сценам и тем более не по порядку, возникает вопрос, что делать три часа в одной маленькой сцене, когда идти вперед в анализе не с кем, так как есть только два-три исполнителя и только для данной сцены. Как сохранить последовательность, точность, верность целому? Вообще, как работать тогда?
Надо после первой пробы пройти события данной сцены через все вспомогательные этюды, которые могут эти события углубить, то есть проработать сцену этюдами во всех возможных на сегодняшний день аспектах.
В сцене из пьесы М. Горького «Последние» Иван Коломийцев разговаривает с дочерью Надеждой, пытаясь выведать расчеты ее мужа Леща. Опасную меру пускает отец в ход: он с дочерью разговаривает, как с куртизанкой, как с бабами, с которыми полицейский не раз имел дело. Он встал на грань непринятых отношений между отцом и дочерью, чтобы выведать, что задумал Лещ.
Попробовали сыграть эпизод импровизационно, потом сличила его с авторским вариантом. Что делать дальше? До конца репетиции еще два часа. Можно вернуться к сцене, но не закреплять этюд, не репетировать его, а играть все дополнительные, тренировочные этюды, которые обогатят основной этюд по событию сцены. Может быть, необходимо сыграть этюд на преджизнь — ведь Иван приходит к Надежде не из ниоткуда, а из жизни. Где он был, что с ней там произошло? т. е. этюды на то, что было до того, как вышли герои на сцену. Надо углублять познания сцены изнутри, репетировать не этюд, а сцену через всевозможные этюды. Скажем, Иван говорит: «Ты ему уж не наставила ли рога?» Дочь отвечает: «У меня с Лепелетье ничего не было». Можно сыграть этюд «Свидание Надежды с Лепелетье».
Это нужно уже не столько для создания преджизни, сколько для обогащения зерна роли, киноленты внутренних видений. Наполнить киноленту, только оговаривая прошлое, как известно, не так легко. Конечно, можно какие-то впечатления из опыта артиста возбуждать разговорами, но лучше возбудить память через этюд — это надежнее поможет исполнителю. Мы уже знаем, что более эффективно накапливать киноленту этюдно.
Но этюд основывается на реальном опыте, а у девушки, играющей Надежду, не возникает самосознание, когда она могла бы сказать: «женщина с таким телом не может скучать; скучать с таким телом может только дурак!» Плотоядность самовлюбленной самки — зерно роли Надежды, а у исполнительницы это начало не разбужено и даже, может быть, отсутствует. Но для роли нужно, чтобы оно было выращено, воспитано (тренинг и воображение помогут в этом), ведь вне зерна не растет роль. Дайте этюд, может быть, совсем отдаленный от ситуации Надежды, но нужный для пробуждения этого качества в исполнительнице. Будто бы она утром после того, как привела себя в порядок, распустив волосы, холит, ласкает их перед зеркалом, пробует прибрать, украсить, сделать такую прическу, чтобы Лепелетье от восторга задохнулся.
Подобных заданий, параллельных разведке, может быть множество.
Репетируя сцену, прорабатываем событие, углубляя обстоятельства жизни роли, знания о ней, но не репетируем этюд по сцене, т. е. не закрепляем первые шаги разведки, а углубляем ее.
Подобными вспомогательными этюдными упражнениями тренируем то, что может делать человеко - роль по всей линии жизни роли, от исходных событий до возможной перспективы: Надежда-гимназистка, Надежда-невеста, потом ее первая сделка — продажа себя и вплоть до возможной кончины.
Другой раз даже опытного артиста приходится возвращать к упражнениям, тренирующим просто элементарное общение.
На репетициях вы заметили, что исполнители ролей Ивана и Надежды настолько привыкли друг к другу за длительное время работы в одной труппе, что ничего нового, свежего, живого не открывают друг в друге. В ходе репетиции можно попросить исполнительницу Надежды отвернуться и рассказать о том, как сегодня одет «отец», какой у него галстук? Она не знает, была в его объятиях и не видела. А он сегодня особенно разодет. Иван Коломийцев не выйдет на люди не в порядке до последней пуговки. Идет работа с актерами по возвращению навыков живого контакта.
Итак, не нужно ждать, когда соберется весь состав спектакля. Всегда полезно обеспечить подлинность общения и в отдельной сцене.
Прежде чем отправиться в опасное путешествие (работать по-новому), мы должны уметь убедить всех, что в это путешествие имеет смысл отправиться. Если не находится тактика и не удается «обольстить» товарищей по общему делу, если не хватает сил прельстить их «новым», то, конечно, очень долго мы будем только хотеть, но не «мочь» работать по-новому.
Следовательно, необходимы личная заразительность, прельстительные силы или надо прибегнуть к каким-либо обходным маневрам в контактах с подшефными, наконец, «надо власть употребить», и все-таки внедрить желанный способ работы. Но решает ваша убежденность, верование. Именно, верование педагога, режиссера может обеспечить в учебе и работе многое. Нужно увлечь верой. А когда увлекли, обольстили, даже «обманули» («нас возвышающий обман»), надо уметь вести коллектив.
Очень важно, чтобы мы сами знали «правила игры». Первое из них: текст роли не заучивается. Надо все время правильно сличать репетиционный импровизационный текст с авторским.
В сыгранном этюде звучал такой текст:
— Посмотри на запад, вернется разве солнце назад? — Нет, солнце не может вернуться. Но и любовь не может вернуться. Для любви, которая угасла, нет возврата.
Так сыграли актеры маленький эпизод, своим текстом передавая мысли автора. А когда сличили с авторским текстом, оказалось, у А. Н. Островского («Снегурочка») он выглядит так:
«Смотри туда, Купава! Видишь, солнце На западе, в лучах зари вечерней, В пурпуровом тумане утопает!..»
В пурпуровом тумане...— какая красотища!.. Солнечный нимб в пурпуровом тумане, при отблесках зари...
«Воротится ль оно назад?»
А в этюде говорили — вернется ли? У Островского — воротится ль? Значение этих слов, как будто сходное, но «вернется ли» — это буднично, а «воротится ль» — в этом есть величие какого-то торжественного шествия. Действительно, это же царство Берендея...
Сличая текст, не нужно застревать на частностях, потому что сличать нужно не столько слова, сколько соотношения слов, пропущенные мотивы слов. В тексте нельзя пропускать и стилистику языка, то есть надо помочь исполнителю почувствовать красоту и силу слова. Значит, сличаются не только порядок фактов, не только мотивы слов, но и стиль, орнаментация авторской лексики. Важно, чтобы осознание авторского языка, его словесных красок не заглушало главного — все авторские средства в слове должны наполнять «словесное действие», способствовать движению к достижению цели.
Если этюдный текст верно сличается с авторским, т. е. с осознанием не только действий, но и всего богатства языка автора, то через две-три этюдных пробы исполнители произнесут текст так, как он звучит у автора.
— Смотри туда, Купава! Видишь, солнце
На западе, в лучах зари вечерней,
В пурпуровом тумане утопает!
Воротится ль оно назад?
—- Для солнца возврата нет.
— И для любви погасшей возврата нет, Купава.
И все это должно сочетаться с пробуждением у исполнителя художественного чувства.
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия!
«Неколебимо, как Россия...» — это нужно осознать, через чувство, художественное чувство.
— ...И перед младшею столицей. Неужели подобное не разбудит чувства прекрасного?
— ...И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова...
Повторяем — сличая текст, мы вникаем и в семантику слов, в их стилистику, орнаментацию и т. д. и т. д., но сличать текст необходимо, не утрачивая главного, а главное всегда — движение. Важно разбудить в актере - чувство непрерывного движения слова к цели. В работе над текстом вспомогательные рекомендации по средствам можно дать только при условии, если не нарушается основное: прослеживание непрерывного сквозного движения.
Теперь относительно механического заучивания текста. Есть много способов приостановить этот процесс. Например: до поры не давать текст роли, а иногда и «припугнуть» исполнителей, что не будете репетировать с теми, кто уже знает текст. Может быть, следует дать объяснение, почему опасно механически заучивать текст. Все зависит от вашего авторитета в коллективе. Есть и другой способ (это на худой конец) — подсказать, как учить текст, как правильно учить его. Верно выучить (осознать) текст, это прежде всего попытаться пересказать его много раз от своего имени, последовательно изложить историю своей роли, порядок фактов в ней.
В лесу раздавался топор дровосека.
— А что, у отца-то большая семья?
— Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...
Пускай этот текст сначала произнесется через черновик, в котором прозвучит близкое актеру — свое. Пробуя пересказать авторский текст, не надо говорить тех слов, за которыми у артиста не возникает прожитое, чего он пока не видит, не знает.
Кроме того, учить фразу надо целиком, схватывать мысль во фразе, а не раскрашивать отдельные слова.
— «Я не уверен, если в следующий раз вы меня не огорошите какой-нибудь глупостью».— Мысль сводится к тому, что человек, которого я считал разумным, несет такую несусветицу, что я Не уверен, что следующий раз он меня не огорчит еще большей глупостью. Нельзя, произнося эту реплику, делать из нее несколько фраз. Необходимо приучать брать в сознание не.слова, а мысль целиком, как бы распространенно не была она выражена. Иначе получится как в рассказе Чехова «Не в духе». Мальчик по словам заучивал: «Зима... Крестьянин... торжествуя...» Нельзя заучивать роль по словам — это элементарно.
Рекомендации о подходе к тексту роли надо делать, помня, что самолюбие актеров невероятно ранимое. В каком бы напряженном темпе работы мы не были, мы все равно должны дифференцировать ходы к актеру, находить разноо1бразные «пасы», которые рождаются необходимостью .педагогического отношения к нему.
Многие режиссеры выходят из себя, когда артисты долго не знают текста. Нетерпеливы и педагоги в отношении текста. Это серьезный просчет. Надо ждать до последнего дня. Помогать органическому звучанию текста.
Текст закрепляется по-разному. Одни легко его берут, другие мучительно. С нашей стороны нужна все время какая-то подводка, чтобы скорее и естественнее исполнитель смог прийти к авторскому тексту. Нельзя от нетерпения в какой-то момент сказать актерам: «Ну, все, кончились опыты, этюды, «игры» — хватит, чтобы завтра был текст» — это противоречит духу методики.
Вся идея работы в том и состоит, чтобы текст родился, чтобы он стал потребностью, возникал сейчас — здесь у меня на глазах, чтобы я слышал, как он рождается в артисте.
Этюдная методика, главным образом, дискредитируется неверным отношением к тексту. Если бы я сказал актерам: этюды кончились, хватит! — это значило бы, что напрасно делали подмалевки, эскизы, наброски—все было забавой, а теперь давайте работать. Это было бы дискредитацией этюдного метода, прежде всего, потому что только этюд подводит к живому авторскому тексту. Сказать чужое, как свое — самое трудное, даже для самого талантливого артиста.
Как сказать: «Быть или не быть?» — не просто фразу, слово за словом, а так, чтобы эта мысль, именно эти слова сказались, как свои? Многое у артиста должно встать за словом — то, что Станиславский называл подтекстом, то есть вся жизнь человека. Вы говорите не так, скажем, как Никита из «Власти тьмы» Толстого, у вас разная культура, разные корен, в разных городах жили, разные колеи ваших дорог и т. д. За текстом Никиты будет стоять его жизнь, а если говорить слова «быть или не быть», принадлежащие Гамлету, за этими словами должна встать жизнь Гамлета.
Труднее всего вызвать у исполнителей веру в живые обстоятельства, в значительность события. Очень трудно переключить человека с будничных и привычных оценок в отношения, адекватные происходящему в пьесе. И часто этюды, которые делают актеры, грешат именно неверием в исключительность ситуации. Тогда полезно, как мы говорим, взять живую аналогию — подобное по природе фактов и отношений, по природе чувств в нашей жизни, и сделать по ним серию этюдов. Они разбудят веру, подскажут полноту оценки. Только подлинная вера вызывает подлинную оценку.
Чрезвычайно необходимы эти тренировочные этюды на веру, на подобие, на аналогию, на свойственное, на прожитое актером, известное ему по личному опыту и аналогичное роли.
Все сыгранное в этюде оставляет в эмоциональной памяти, воображении артиста чувственный след. Мы говорили о Надежде — самка, самовлюбленная женщина. Как разбудить в исполнительнице это начало, которое для роли необходимо, а исполнительнице его надо еще найти? Можно, оговорив, вспомнив, мысленно проиграв, вообразить это в расчете на то, что разбудим необходимое для роли качество. Путь возможный, практикуемый, но не надежный, так как не поддается управлению и приказу. Воспоминание, мысленное представление быстро гаснет, блекнет, теряется. Почему не сыграть этюдную ситуацию, которая даст конкретный, фактический опыт этих чувств? Ведь сыгранное оставляет более сильный эмоциональный след, а мы заинтересованы в накоплении для роли чувственных данных. Чем больше их накоплено, найдено, тем лучше.
Часто возникает такой вопрос: что делать, если в этюд актеры «тащат» реквизит, разные детали, что потом будет лишним в спектакле?
Если мы не уловим основной особенности этюда, а именно — что он играется за четвертой стеной, т. е. для себя, то все время будем смотреть на этюд, как на черновую репетицию сцены. Этюд — не репетиция сцены, а тренинг верного поведения, разведка путей, которыми идет борьба в событии. Этюдом мы пробуем проверить правду поведения в данном материале. Этюдом познается пьеса, роль, а не отыскиваются краски будущего спектакля. Хотя верный анализ ведет к нужным средствам воплощения, но в период разведки энергия и режиссера, и актеров должна быть направлена на познание себя в авторе, автора в себе, раскрытие и обретение верных, надежных путей к правде поведения, подлинности борьбы..
«Истина страстей» — желаемый результат-г- возможна, , если мы в работе не минуем «правдоподобия чувств» в предложенных
автором обстоятельствах. Поэтому в этюде надо пользоваться всем, что может вызвать веру и правду. Актеры в этюде помогают себе реквизитом, деталями костюма, звуками —пусть, важно, чтобы у исполнителя возникла вера в происходящее, потому что этюдом мы находим самое главное — натурализм внутренней жизни. Опасен натурализм образа, натурализм художественных средств, но натурализм внутренней жизни для артиста обязателен.
Чтобы создать натурализм внутренней жизни, надо идти на всевозможные провокации, вызывая веру и, прежде всего, веру в микроправду. Здесь безграничны права и безгранична наша фантазия в поисках всевозможных манков, рождающих подлинность актерского поведения.
В практике бывает так: мы сделали назначение на роли, начали репетировать, а потом в пробах выяснилось, что качества, необходимые для роли, совершенно не свойственны данному исполнителю, даже противопоказаны ему.
Ради успеха общего дела очень лояльно нужно отказаться от назначенного исполнителя, тем более если была совершена ошибка не по вине артиста. С должным уважением и чуткостью к артисту все-таки это надо сделать.
Но, может быть, мы торопимся в своих суждениях? Мы склонны не верить в то, что артист во времени и в процессе работы еще может дать желаемое. Есть такие режиссеры, которым вынь да положь результат — сразу, сегодня же. Надо помнить, что живое у артиста в роли рождается не сразу, что нужно еще попробовать, поварьировать — поискать.
Мы в студии театра с большим нежеланием отчисляем студентов. Потому что знаем, какие удивительные превращения за годы учебы совершаются с людьми совсем неожиданно. Отчислить студента, заменить исполнителя можно в любой момент, но прежде надо твердо убедиться в том, что студент не способен, что артисту чужда роль.
Лучше, конечно, хорошо взвесить, прежде чем огласить распределение ролей. Мы стараемся это делать, и поэтому очень часто долго пробуем исполнителей на роль, а потом уж объявляем назначение. Это возможно только в студийных условиях. Есть театры и труппы, которые считают, что пробы на роль глупость: мало того, это их оскорбляет, им важно, чтобы висел приказ по распределению ролей, а иначе — все это «несерьезно». Пробы на роль возможны только в коллективе, где этюд, «этюдные пробы» — норма в работе. Мы говорим студийцам да и артистам: распределяйте роли сами, т. е. пробуйте.