О стилях и авторских обозначениях педали
Клавесинная музыка.
Клавесин не имеет педали, однако это не означает, что исполняя клавесинную пьесу на рояле, нельзя употреблять педаль. Сухой звук беспедального рояля далек от богатого обертонами клавесинного звука. Фактура клавесинной музыки прозрачна, но педаль присутствует почти все время. Она окрашивает звучание в целом, оттеняет гармоническое значение басов. Нажатие должно быть минимальным, наиболее употребима полу-педаль.
Педаль в произведениях И.С. Баха.
«Не следует верить легендарной традиции, что Баха нужно играть без педали», сказал Ф.Бузони. Хотя произведения Баха написаны для клавесина, но в его сочинениях можно услышать отражение его оркестровых, вокальных, органных творений. Есть произведения Баха, например концерты, исполнение которых требует известной мощности звучания, следовательно, использование педали необходимо. Кроме этого, педаль в музыке Баха позволяет связывать мелодические линии, когда недостаёт пальцев, обогащает выразительность звучания, заостряет ритмический и артикуляционный характер. Однако требуется осторожность при использовании педали, поскольку не должен быть нарушен прозрачный рисунок фактуры и четкость ритма.
Педаль в произведениях Моцарта.
Музыка Моцарта, хотя и пронизана полифоническим мышлением, в основном развивается на гармонической основе. Педаль появилась во времена Моцарта, и роль её в его произведениях довольно значительна. Она лишает сопровождение сухости. Безусловно, необходимо использовать педаль, исполняя моцартовские фантазии. Но в некоторых сонатах нужно чувствовать артикуляцию и её выразительный смысл, следовательно, либо не употреблять педаль в таких эпизодах, либо пользоваться ею так тонко, чтобы сохранить разнообразие моцартовской фактуры.
Педаль в произведениях Бетховена.
Творчество Бетховена – переломный период в фортепианной фактуре и педализации. Начиная в своих сонатах с чисто гайдновского письма, он смело раздвигает рамки фортепиано в среднем и позднем периоде своего творчества, предваряя романтическую эпоху. В его «Лунной сонате» совершается подлинный переворот в использовании педали – впервые на протяжении всей части используется бездемпферный рояль. Впервые появившийся волшебный эффект мелодии, окутанной гармоническим фоном, до сих пор неотразимо действует на любого, даже искушенного слушателя.
Для обозначения правой педали Бетховен часто употребляет термин sensa surdini- т.е. без сурдины, или на правой педали. Левую педаль Бетховен обозначал как una corda- одна струна.
Педальные указания Бетховена редки, однако это не означает, что нужно все играть без педали, просто он указывает её в противоречивых случаях, т.е. там, где идет изменение в фактуре. Бетховенские стаккато и паузы – реальны, соответственна им и педализация.
В бетховенских произведениях довольно часто можно найти отражение оркестровых звучаний. Хотя Бетховен не подражает звучанию других инструментов, но вписывает в фортепианную фактуру характеристики, свойственные тому или иному инструменту. Педаль в данном случае необходима как краска и как выразительное динамическое средство.
Педаль в произведениях Шопена.
Шопен – подлинный новатор и поэт рояля и педали, первооткрыватель заложенных в нём тайн. Не случайно то, что он практически не писал для других инструментов, ему было достаточно рояля. Его педаль основана на знании акустических и регистровых свойств инструмента. Основные элементы, на которых строиться его педализация – это гармония и басы. Именно гармоническая педаль завоёвывает у Шопена свое значение.
Шопен редко обозначает запаздывающую педаль. В его музыке прямая педаль употребляется гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд и чем это принято.
Шопен пишет педаль очень осторожно и, думается, гораздо менее смело, чем использовал при исполнении сам.
Педаль в произведениях Листа.
Если Шопен – первооткрыватель заложенных в рояле акустических тайн, то Лист – создатель нового пианизма, поистине царского великолепия, заставивший рояль звучать разом во всех регистрах, сверкать и потрясать мощью. Музыка Листа без педали совершенно немыслима.
Педаль в произведениях русских композиторов.
В связи с тем, что развитие русской фортепианной музыки началось позднее, творцы русского пианизма – Рубинштейн, Балакирев, Чайковский получили в наследство рояль в современном уже нам виде и фортепианную литературу, требующую широкого и тонкого применения педали. Но, безусловно, каждый крупный композитор, отличается от других и находит в своём творчестве новые педальные решения, отличающие именно его стиль.