При воспитании гиперактивного ребенка
Западня | Содержание | Пути преодоления |
№ 1 | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом | Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам» |
№ 2 | Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка | Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю) |
№ 3 | Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом | Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева» |
Приложение 2
Критерии выявления гиперактивного ребенка
Высокая двигательная активность
Утверждение | Да | Нет |
1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) | ||
2. Ерзает на месте | ||
3. Очень говорлив | ||
4. Находится в постоянном движении | ||
5. Спит намного меньше, даже в младенчестве |
Дефицит активного внимания
Утверждение | Да | Нет |
1. Непоследователен в поведении | ||
2. Имеет трудности в организации | ||
3. Непоследователен в поведении | ||
4. Имеет много незаконченных проектов | ||
5. Не слышит, когда к нему обращаются | ||
6. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его | ||
7. Теряет вещи | ||
8. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий | ||
9. Часто бывает забывчив |
Импульсивность
Утверждение | Да | Нет |
1. Не может регулировать свои действия | ||
2. Не умеет подчиняться правилам | ||
3. Отвечает до того, как его спросят | ||
4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях | ||
5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего | ||
6. Плохо сосредотачивает внимание | ||
7. Не может отложить вознаграждение | ||
8. Вариативность поведения (На одних занятиях спокоен, на других - нет) |
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.
Приложение 3
«ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ»
Заполните бланк ответов.
Ребенок | Да | Нет |
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый) | ||
2. У него часто меняется настроение | ||
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя | ||
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро | ||
5. Обидчив, но не злопамятен | ||
6. Очень чувствуется, что ему все надоело | ||
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения | ||
8. Может резко отказаться от еды | ||
9. Нередко отвлекается на занятиях | ||
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ | ||
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием" | ||
12. Временами кажется, что он переполнен энергией | ||
13. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит | ||
14. Требует к себе внимания, не хочет ждать | ||
15. В играх не подчиняется общим правилам | ||
16. Горячится во время разговора, часто повышает голос | ||
17. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой | ||
18. Любит организовывать и предводительствовать | ||
19. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других | ||
20. Может нагрубить родителям, педагогу |
Если в графе «да» отмечено 15-20 ответов, это может говорить о высокой степени импульсивности, 7-14 - о средней степени, 0-5 - о низкой степени.
Приложение 4
Анкета для родителей
Ф.И. ребенка_________________________________ возраст________ школа(ДОУ)________
Вспомните Вашего ребенка до его прихода в школу. Каким он был в возрасте 6-7 лет, и каким стал за последние полгода. Наблюдались ли у Вашего ребенка следующие особенности?
(Отвечая на вопросы, пожалуйста, обведите соответствующую цифру).
Приложение 5