Рабочая модель работы с рисунком.
1. Ребенка настраивают на творческий процесс, актуализируют его представления о собственные ощущения.
2. Организуют изобразительную деятельность.
3.Углубление самопознания ребенка посредством вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.
4. Описание ребенком картинки так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я. Например: «Я – картинка, на мне нарисованы…..».
5. Выбираются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребенок идентифицировал их с кем – нибудь: «Будь голубым квадратом и расскажи о себе. На что ты похож, каковы твои действия? И т.д.»
6. Для облегчения выполнения этого задания задают ребенку дополнительные вопросы: «Что ты делаешь? Кто тебе ближе всех? С кем бы ты хотел быть рядом? Кого бы ты убрал из рисунка? О чем думает этот предмет? Что он собирается делать? Что произойдет дальше?»
7. Ребенку предлагается провести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися, либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, линия вокруг квадрата и т.д.)
8. Анализируются цвета и характер линий.
9. Осуществляется наблюдение за внешними проявлениями поведения ребенка: за особенностями оттенков голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами, молчанием, отсроченными реакциями, ответами.
10 Идентификация с описываемыми состояниями, прошлым опытом «Ты когда-нибудь испытывал похожие чувства? Ты когда-нибудь делал это? Относится ли это к тебе и твоей жизни?
11. Проработка реальных жизненных ситуаций ребенка: «Когда это может произойти с тобой на самом деле, что ты тогда обязательно будешь делать?».
Использование музыки для регуляции
Эмоциональных состояний.
Обобщенные характеристики музыкальных произведений,
Отражающие основное эмоциональной состояние.
Параметры | Эмоции | Характеристики эмоций | Репертуар |
Медленная мажорная | Спокой-ствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная. | Бородин. «Ноктюрн» из Струнного квартета. Шопен. «Ноктюрн» Фа- мажор, Ре –бемоль мажор. Этюд Ми-мажор. Шуберт «Аве Мария». Сен - Санс «Лебедь». Рахманинов Концерт №2, 2 часть |
Медленная минорная | Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, унылая, скорбная. | ЧайковскийНачало «5 симфонии», финал «6 симфонии». Григ. «Смерть Озе», «Жалоба Ингрит» из сюиты «Пер Гюнт». Шопен. «Прелюдия» Ми-минор. Марш из «Сонаты Си-бемоль мажор2. Этюд «До-диез минор» Глюк. «Мелодия». |
Быстрая минорная | Гнев | Драматическая взволнованная, тревожная, беспокойная, злая отчаянная. | Шопен. Этюды №№ 12; 23; 24. Скерцо №1, прелюдии №№ 16;24. Скрябин. Этюд №6. Чайковский. «Увертюра Буря». Шуман. «Порыв» Бетховен. Финалы сонат №№ 14; 23. |
Быстрая мажорная | Радость | Праздничная , ликующая, бодрая, веселая. | Шостакович. «Праздничная увертюра». Лист. Финалы венгерских рапсодий №№ 6;10;11;12. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (1 и 4 части) Бетховен. Финал симфоний №№ 5; 6; 9. |
Отдельные эмоции можно также урегулировать с помощью использования следующих произведений.
Тревожность
Ø Бизе-Щедрин «Кармен-Сюита».
Ø Рахманинов. «Этюды-картины Ля-минор», «До-минор» соч.39.
Ø Оннегер «Пятая симфония» 3 часть.
Ø Шостакович «Десятая симфония», фрагменты 1 и 2 части.
Ø Депрессия.
Ø Чайковский финал «Шестой симфонии».
Ø Сибелиус «Грустный вальс».
Ø Дворжак «Песня матери».
Ø Рахманинов «Музыкальный момент си-минор».
Агрессивность
Ø Бетховен «Пятаясимфония» финал
Ø Чайковский увертюра «1812 год», «Буря», «Франческа да Римини».
Ø Гайдн финалы симфоний №№ 94; 97.
Ø Прокофьев финал «Третьей симфонии» «Наваждение».
Ø Оннегер «Первая симфония» первая часть.