И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?
М
Едленное чтение
(Его эффект обнаружил Вячеслав Букатов, см. "Чтение с секундомером" в газете "Первое сентября" №113, 1998.)
В школе от детей требуют: "Быстрей!" А вы попросите их прочитать всего-навсего одно предложение, да еще как можно медленней. Ерундовое дело? Да, но читать надо так, чтобы предложение не рвалось на кусочки и смысл его не ускользал.
Предложение хорошо бы выбрать подлиннее и посложнее - чтоб было в чем поковыряться и запутаться. Или пусть дети сами ткнут пальцем в какое хотят предложение. Ну что, берем секундомер и засекаем время: кто медленнее?
Быстрее всех прочтете, конечно, вы. А вот медленнее - это еще вопрос. Так что, соревнование, согласитесь, на равных.
По ходу занятия, я надеюсь, у всех участников возникнет вопрос: как улучшить результат? Может быть, "усугубляя" логическое ударение? Или увеличивая, в пределах возможного, паузы? А, может, растягивая гласные?
Есть что обсудить, не правда ли? И, может быть, именно в этих поисках дети вдруг увидят "за спиной паузы" знаки препинания и им откроются безударные гласные, которые не удается тянуть так же долго, как ударные?
Светофор
Вооружившись цветными карандашами, дети с удовольствием размечают небольшой абзац в книге, которую выбрали для работы. Разметка идет следующим образом.
Красным карандашом закрашиваются первые слоги (если первый слог состоит из одной гласной, то два первых слога) всех слов абзаца плюс предлоги и союзы. (Хорошо, если бы в этом месте случились разговоры о том, что же такое слог. Или: чем предлог отличается от союза?)
В зеленый цвет красятся концы всех слов по тому же принципу, что и начало.
Оставшуюся серединку слов надо покрасить в желтый цвет.
Готово. Пока ребенок красит слова, он невольно вглядывается в текст. Для первого знакомства достаточно.
Длинные слова, в которых не меньше трех слогов, получились похожими на светофоры: красный, желтый, зеленый. Светофоры на дороге есть - можно ехать. Допустим, вы штурман, а дети водители. Поехали?
Вы, как штурман, указываете первый маршрут - по Красному кирпичному шоссе. Надо громко вслух прочитать подряд то, что красное. Чем быстрей, тем лучше. Но особенно подгонять ребят не надо. Безопасность на дороге прежде всего!
Второй маршрут проходит по Зеленой дороге - по концам слов. Дети читают то, что, окрашено в зеленый цвет.
А желтую середину не надо читать вовсе. На Желтой дороге -зыбучие пески. Можно застрять надолго.
Эта работа запускает некие механизмы, присущие нормальному взрослому чтению: механизм "проглатывания" глазами середины слова, узнавания слова по началу и его формы в данном контексте - по концу.
Простите за доморощенную версию - я мало что смыслю в психологии. Одно я знаю точно: если вы теперь попросите ребят прочитать эти абзацы целиком, то удивитесь, насколько бодро они это сделают.
Американские горки
Эта работа похожа на предыдущую эффектом запуска очередного механизма чтения в пределах одного абзаца.
Итак, американские горки. Вниз - ух! Вверх - ах! И снова вниз - ух! На этот раз абзац хорошо бы выбрать побольше. У-у-ух! - и ребенок взглядом скользит вниз по столбику, состоящему из слов и обрывков слов каждой строчки.
Вначале ребенок скользит по правой границе абзаца, считывая только "пограничную" колонку слов и обрывков слов, последних в каждой строке. Абзац кончился. Ах! - и взгляд снова переносится наверх, но теперь это уже первое слово левой границы абзаца. У-у-ух! - и ребенок вновь скользит вниз, считывая уже не последние, а первые слова и склады каждой строчки абзаца.
При переходе со строки на строку маленькие читатели традиционно стопорятся. Американские горки способствуют запуску скоростного механизма этого перехода. Головокружительные спуски по правому и левому краям текста облегчают потом при чтении переход со строки на строку и тем самым опять-таки увеличивают скорость чтения.
Букварь