На уроках английского языка в 5-ых-7-ых классах

Организация совместных видов деятельности

С использованием современных образовательных технологий

на уроках английского языка в 5-ых-7-ых классах

Вместе с быстро меняющимся миром, в котором мы живем, меняются взгляды, теории, технологии, формы общения. Следует уже задать вопрос: «Может быть, должен измениться сам человек?» На мой взгляд, человек должен уметь приспособиться к изменениям и уметь их использовать.

Молодое поколение – это гарант новых взглядов и идей, которые, прежде всего, формируются на этапе становления личности, а он начинается со школьной скамьи. Такой социальный институт, как школа, в первую очередь должен подстроиться под меняющийся механизм окружающего мира, и, можно сказать, главным критерием изменчивости образования выступает федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в котором говорится, что выпускник должен овладеть умением активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Также ученик должен уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность, для того, чтобы находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение. Таким образом, школьное образование должно подготовить учащегося к дальнейшей и успешной социализации. В подтверждение данной мысли хочется привести в пример высказывание Теодора Рузвельта: «Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми».

Тем не менее, мы должны признать тот факт, что особое место в обществе занимает индивидуализм, неспособность и нежелание человека работать в команде. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, залог успеха – в постоянном взаимодействии человека с окружающими его людьми, а с другой – желание работать самостоятельно. Однако, чтобы добиться гармоничного развития современная школа должна внедрить и использовать такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ученика в разных аспектах.

Актуальность проблемы поиска эффективных форм организации деятельности учащихся стала мотивом выбора моей темы. Цель данной работы - формирование навыков совместной деятельности во время учебного занятия. Поставленная цель определила ряд задач:

1. реализовать на практике групповую форму организации учебной деятельности;

2. разнообразить формы совместной деятельности на уроках английского языка за счет применения различных образовательных технологий;

3. определить эффективность использования формы совместной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством этапа самоанализа и оценивания.

Согласно исследованиям американских ученых Р. и Д. Джонсоны, разработавших технологию обучения в сотрудничестве, организация совместной деятельности учащихся требует соблюдения правил и алгоритма работы. На мой взгляд, групповая работа, которая является одной из форм совместной деятельности, может проводиться в том случае, если учитель умеет оценивать личные способности каждого учащегося для эффективности совместной деятельности. Поэтому можно выделить несколько этапов:

1. распределение учащихся на группы;

2. выделение лидера;

3. распределение ролей;

4. совместное выполнение задания;

5. представление работы, анализ и ее оценивание.

Первые два этапа, по моему мнению, являются самыми важными. Во-первых, группы формируются смешанные из «сильных» и «слабых» учеников, а во-вторых, распределение ролей способствует развитию «ситуации успеха» для тех учеников, которые в индивидуальной работе не могут проявить свои качества и знания.

В соответствии с ФГОС ООО в учебном процессе должен реализовываться системно-деятельностный подход для овладения универсальными учебными действиями (УУД). При этом учитель на уроке выступает в качестве куратора, который организует и направляет учебное занятие, а учащиеся в полной мере проявляют инициативность.

На своих уроках я использую современные педагогические технологии, такие как: «Технология продуктивного чтения «5W», «Мind-map», «Зиг Заг», «Знаем/хотим узнать/узнали», «Групповое эссе».

Для того чтобы лучше понять одну из технологий, возьмем в пример урок обобщения по английскому языку в 7 классе по теме «Lead the way». На данном уроке учитель планирует закрепить пройденный материал по теме с помощью написания эссе. Как известно, эссе – это письменная работа, имеющая четкую структуру.

Итак, учащимся предлагается написать эссе на тему «The person I would like to be».В начале урока учащимся предлагается самостоятельно, опираясь на вводные вопросы учителя, сформулировать цель урока. После этого учитель делит группу из 12 человек на четыре подгруппы в соответствии со структурой эссе. Первой группе предлагается написать часть введения, второй – первый аргумент, третьей – второй аргумент, а четвертой – заключение. В дальнейшем происходит распределение ролей между учащимися.

Перед началом работы учителем четко устанавливается время выполнения, так как от этого зависит заключительный этап занятия. Также, по усмотрению учителя, ученикам могут быть выданы карточки с лексическим минимумом по данной теме. После окончания времени работы ученикам предлагается зачитать получившиеся части эссе. Если у учителя есть возможность, ответы можно представить на доске, чтобы ученики могли наглядно оценить свою работу и исправить лексические и грамматические ошибки. В дальнейшем группам предлагается оценить результаты работы других групп, аргументируя свою позицию. На данном этапе важно то, чтобы каждый ученик высказал свое мнение по работе. Потом учитель обращает внимание на цель урока и подводит к рефлексии. Ученики должны самостоятельно сопоставить цель работы и ее результаты.

На таких уроках с использованием групповой деятельности обучающиеся находят пути решения проблемной ситуации. В ходе работы учащиеся распределяют роли между собой, формируя регулятивные УУД, также они учатся учитывать мнение члена команды при написании совместной работы, находить общие пути решения по средствам коммуникации (коммуникативные УУД) и формировать свою собственную позицию при оценивании результатов деятельности других участников образовательных отношений (личностные УУД).

Таким образом, с помощью совместной деятельности на уроке можно сформировать все виды УУД. Однако групповая форма работы не может вытеснить личностно-ориентированный подход, поэтому учитель должен заранее рассмотреть формы учебной деятельности при планировании учебного материала по теме.

Критерии оценки результативности деятельности учителя и учащегося можно отразить в таблице планируемых результатов сформированности УУД (приложение 1). Анализ результатов позволяет увидеть степень развития УУД и спланировать деятельность для дальнейшей работы с учащимися.

Приложение 1.

Таблица результативности деятельности (сформированность УУД)

Наши рекомендации