Об эффективности резонансной техники пения и речи
Техника резонансного пения и речи в настоящее время наиболее продуктивное научно-практическое открытие для педагогики сценической речи. Резонансная техника – это для воспитания речевого голоса не только безболезненный процесс организации звукоизвлечения и совершенствования тембровой его окраски, это еще и способ опосредованного воздействия на укрепление и развитие единого механизма функционирования энергетической, генераторной и резонаторно-артикуляторной систем. Драматическому актеру удобнее, проще, доступнее постигать технику звучания сценического голоса посредством резонанса.
Комплексы тренировочных упражнений, опирающихся на методику резонансной речи, применялись мной в 1990–2000-е годы на актерских курсах профессоров Санкт-Петербургской академии театрального искусства – И. О. Горбачева, В. М. Фильштинского, Ю. М. Красовского, И. Б. Малочевской, доцентов А. А. Андреева, P. P. Кудашова, А. А. Праудина.
Результаты свидетельствуют: с первых же уроков использования резонансных упражнений все занимающиеся без труда избавляются от излишних мышечных напряжений в теле и в дыхательно-голосовой системе, им несложно добиваться сочетаемости в работе дыхания и голосоведения, у них заметно активизируются сенсорные механизмы голоса, дыхания, дикции и пластики. Однако в дальнейшем у ряда учащихся появляются проблемы с развитием резонансных ощущений и укрупнением голосового звучания посредством усиления работы резонаторно-артикуляторной системы. Сложности, как правило, проявляются у тех учащихся, кто не обладает ярким, подвижным актерским воображением, у кого не возникает спонтанно так называемая «кинолента видений».
Наибольшие трудности в овладении резонансной техникой на материале предлагаемых мной упражнений испытывают студенты со слабой эмоциональной отзывчивостью и обладающие различными аритмиями дыхания, телодвижений, дикции. Они испытывают затруднения при формировании ритмически точной, живой речевой фразы. Отсутствие чувства музыкальности, объемности речи лишает их возможности создавать речевую кантилену, что, в свою очередь, не позволяет им овладевать резонансной техникой речи.
Те же студенты, кто легко включает в творчество воображение, эмоционально и раскованно отзывается на перемены обстоятельств драматического диалога, без сложностей овладевают техникой и выразительностью сценической речи.
Результаты представленной методики проявляются в творчестве известных петербургских актеров, моих учеников – лауреата Государственной премии России А. Баргмана, заслуженных артистов России С. Бызгу, Б. Ивушина, Е. Александрова, С. Барковского, С. Селина, А. Большакова, Д. Лагачева, артистов Д. Воробьева, А. Лушина, В. Маслакова, В. Стрельниковой, О. Карленко, С. Перегудова, А. Ширшиной, А. Матюкова, А. Носкова, И. Носкова и др.
Ю. А. Васильев. О работах педагогов по сценической речи (краткие рефераты)
В данной работе приводятся некоторые (наиболее интересные) материалы последнего десятилетия, затрагивающие, рассматривающие работу над голосом в театральной школе, в частности работу над резонаторным звучанием голоса. Работы разные, но авторы их так или иначе касаются резонансной техники речи (не называя ее таким именем). К каждой работе даю некоторые данные об авторе.
* * *
М. П. Оссовская. Работа над голосом. Теоретические аспекты и практические рекомендации // Сценическая речь в системе Вахтанговской школы: Сборник статей и материалов / Сост. и науч. ред. А. М. Бруссер. М., 2012. С. 133–148.
Мария Петровна Оссовская – профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина, вице-президент Российской общественной академии голоса.
В статье перечисляются голосовые качества, которые должны воспитываться в театральной школе, говорится и о развитии резонансных ощущений, о разных приемах с использованием сонорных согласных («мычание»), кратко говорится о психологическом аспекте голоса, есть опора на науку. Утверждается, что: «сценическая речь есть наука, которая определяется и контролируется системой объективных знаний, тесно соприкасаясь с различными аспектами других наук: физиологией и психологией, языкознанием и медициной, педагогикой и акмеологией и др.» (с. 136). Даются упражнения на воспитание действенного выдоха и упражнения с «М», «А» и «МА». Наиболее интересны упражнения на материале стихотворений Бальмонта (с. 143–147), говорится о музыкальных, речевых и напевных упражнениях при воспитании речевого голоса. Подытоживая эти последние упражнения автор пишет: «В упражнении нет музыкального аккомпанемента, вместо него звучит музыка буквы, музыка слова. Музыка голосов – речевой оркестр! Выстраивается цепочка: дыхание – звук – чувство – мысль!» (с. 147)
* * *
В. К. Белецкая. Путешествующий голос. Развитие речевого и вокального диапазона: Учебное пособие. СПб., 2011. 84 с.
Валентина Калистратовна Белецкая – окончила ЛГИТМиК по классу И. О. Горбачева в 1975 г., аспирантуру под руководством В. Н. Галендеева. С начала 1980-х гг., преподает в Академии театрального искусства, доцент. Эта книга – ее первый литературный опыт.
Содержательна Глава 1. Дыхание и звук (с. 7–23). В ней дана методика использования резонаторов по пяти «фундаментальным опорным пунктам»: ступни, колени, таз, плечевой пояс, верхушка головы. И далее предлагаются упражнения: «Построение туловища» (по Линклэйтер – выпрямление по позвонкам) с использованием звучания «х-а-а-а-м» (с. 8–9). «Звучание поясницы» (с. 9–10) и далее по зонам звучание от самого высокого звука до самого низкого. Последнее, 12-е упражнение: «Лесенка» (с. 22–23), B котором автором сказано: «Мы проверяем свой диапазон через резонаторную лесенку, имеющую девять ступеней: ступни, колени, бедра, живот, грудь, ключицы, ротовой резонатор, носовой резонатор, головной резонатор» (с. 22).
В Главе 2. Диафрагма (с. 24–33) даны упражнения на развитие подвижности и энергичности диафрагмы в сочетании с перемещениями по резонансным зонам.
* * *
М. П. Пронина. Тайны нашей речи и слуха: Монография. СПб., 2009. 136 С.
Маргарита Павловна Пронина окончила ассистентуру-стажировку под руководством С. Ш. Иртлач в ЛГИТМиКе в середине 1970-х годов и с той поры преподает на кафедре сценической речи нашей Академии, кандидат искусствоведения, профессор.
Монография полезная. В ней собраны статьи автора разных лет, кое-что переработано и написано заново. Заслуживают внимания главы: «Кинетическая энергия – двигатель сценического слова» (с. 75–80), «Резонаторы – внутренние усилители голоса (с. 96–101), «О полётности сценического голоса» (с. 102–111) – в двух последних главах автор ссылается на работы Р. Юссона, А. М. Егорова («Гигиена голоса и его физиологические основы. М., 1962), А. Н. Киселева («Применение слухофильтров Страхова в вокально педагогической практике. Л., 1976), Э. М. Чарели, И. П. Козляниновой, Ю. А. Васильева и на книги В. П. Морозова: «Биофизические основы вокальной речи» и «Искусство резонансного пения». Говорит о резонансе. Активно использует в своей практике упражнения Б. Л. Муравьева и А. Н. Куницына.
* * *
В. Н. Зарубина. Речевое мастерство: Учебное пособие. Улан-Удэ, 2004. 214 С.
Валентина Николаевна Зарубина окончила ассистентуру-стажировку в ЛГИТМиКе в начале 1980-х годов, с тех пор работает на кафедре сценической речи Восточно-Сибирского гос. университета культуры и искусства, доцент.
Солидное, умное пособие, ориентирующееся на новые направления в речевой педагогике. Многие главы написаны тщательно. Доступно для студентов написаны главы: «Голос» (с. 34–44), в которой упоминаются работы Юссона и Жинкина. «Резонаторно-артикуляторный тренинг» (с. 132–143), в которой говорится о резонировании, о работе над гласными, над гласными в сочетании с согласными, над текстами скороговорок и стихов для детей. В частности, о резонировании пишется так: «Резонированием называется максимальная концентрация звуковых волн. К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое нёбо, глотка, полость носа и его придаточные полости, зубы» (с. 132). «Работа над звуковысотным и динамическим диапазоном голоса» (с. 143–157). Упоминается книга В. П. Морозова «Тайны вокальной речи».
* * *
Е. И. Кириллова, Н. Л. Латышева. Сценическая речь в театре кукол: Учебное пособие. СПб., 2009.160 с.
Евгения Ивановна Кириллова и Наталья Александровна Латышева прошли ассистентуру-стажировку на кафедре сценической речи ЛГИТМиКа в середине 1970-х гг., обе – кандидаты искусствоведения, обе – на должности профессора по этой же кафедре, Е. И. Кириллова – заслуженная артистка Бурятии.
Авторы в своей педагогической практике много и подробно занимаются резонансным звучание речевого голоса, считая, что лучше всего его воспитывать на негромком и тихом звучании. В книге они также уделяют значительное место работе над голосом актера театра кукол. Резонансные упражнения даны на с. 64–79. Используются в голосовой тренировке сонорные звуки. Прежде всего, «м» и «л». Включаются они в работу и в составе звукосочетаний, и в текстах.
В работе активно используется рука: «Уже при настройке резонаторов мы предлагаем студентам использовать как звучащий объект собственную руку. Пусть звук "М" вызовет воображаемое вибрационное проявление в точке соприкосновения пальцев, по линии смыкания воображаемых губ, затем в воображаемых зубах, лобных пазухах, в темени, в затылке. Второй рукой можно сделать и легкий "вибрационный массаж", конкретизируя области, куда мы направляем воображаемый звук» (с. 43) – кисть работает на уровне рта, рядом со ртом, или, по необходимости, выводится несколько вперед. Еще одна цитата: «Так простейший инструмент – рука участвует в начальном этапе голосоречевой тренировки, в поимках микстового звучания, выравнивания звука, воспитания его "близости". Воображение студента приучается переносить внимание на звучание вне собственного голосоречевого аппарата. Тренировка приобретает косвенный, опосредованный характер, помогая частично избавляться от зажимов, в первую очередь, артикуляционных (с. 43–44).
Авторами используется прием имитации. Например, предлагается коллективное имитационное упражнение «Утро в деревне», в котором студентами создаются: крик старого петуха, лягушачье кваканье, звон комаров, пение цикад, жужжание пчел, птичьи голоса, петушиная перекличка, кудахтанье наседки, цыплячьи голоса, хрюканье, мычание, звук струи молока о подойник, щелканье бичей, скрип ворот, лай собак, блеяние коз, овец, гогот гусей, драка индюшек и пр. (с. 109–110). Все в этом упражнении направлено на развитие резонаторного звучания и именно ему уделяется основное внимание. Авторы пишут: «На самом первом этапе работы над имитационными упражнениями студент осознает, что воспроизведение специфических тембровых признаков того или иного животного или насекомого есть не что иное, как использование определенных резонаторных объемов и участков его собственного звуковысотного диапазона. Эта деятельность направляется работой творческого воображения и совершается под контролем речевого слуха (с. 112). Издание это интересное, полезное, оригинальное.
* * *
В. Н. Галендеев, Е. И. Кириллова. Групповые занятия сценической речью. Первый актерский курс: Научно-методическая разработка. Л., 1983. 60 с. (частично это издание повторено в кн.: Галендеев В. Н. Не только о сценической речи: Монография. СПб., 2006. С. 271–285).
Валерий Николаевич Галендеев окончил аспирантуру по кафедре сценической речи ЛГИТМиК в 1975 г., доктор искусствоведения, з. д. и. России, лауреат Государственной премии, профессор, зав. каф. сценической речи нашей Академии с 1999 г. (вслед за А. Н. Куницыным).
Это давнее издание имеет большое практическое значение для преподавателей сценической речи. В нем большое место уделяется комплексному методу воспитания голоса и речи в театральной школе. Немало страниц отведено работе над резонансом актерских голосов.