Выполнить тестовые задания
1. Греческое слово «пайдагогос» в буквальном переводе означает:
а) обучение
б) детоведение
в) воспитание
г) детоучение
- В Древней Греции педагогами назывались:
а) священнослужители
б) рабы
в) гувернантки
г) учителя
- Накопление педагогических знаний привело к возникновению науки «педагогика»:
а) в XVI веке
б) в I веке до н.э.
в) в XVII веке
г) в XX веке
- До середины XX века педагогика была:
а) наукой о воспитании и обучении детей
б) наукой о воспитании детей и взрослых
в) наукой о происхождении человека
г) все ответы неверные
5. Со второй половины ХХ века педагогика стала:
а) наукой о воспитании детей и подростков
б) наукой о воспитании человека
в) наукой об обучении
г) наукой о закономерностях развития человека
6. В широком социальном значение воспитание означает:
а) целенаправленные воздействия на людей всей социальной среды
б) специально организованную работу, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс
в) воспитательную работу, направленную на формирование нужных качеств, взглядов, убеждений
г) все ответы верные
7. В широком педагогическом значении слово «воспитание» означает:
а) воздействие на людей всей социальной среды
б) специально организованную работу, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс
в) воспитательную работу направленную, на формирование нужных качеств, взглядов, убеждений
г) все ответы неверные
8. В узком педагогическом значение воспитание означает:
а) целенаправленные воздействия на людей всей социальной среды
б) специально организованную работу, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс
в) воспитательную работу, направленную на формирование нужных качеств, взглядов, убеждений
г) все ответы неверные
9. Истоки педагогической науки зародились:
а) в Древней Греции
б) в Древнем Риме
в) в недрах философских учений мыслителей Древних Греции, Рима, государств Древнего Востока
г) в государствах Древнего Востока
10. Идея общественного характера воспитания впервые была выдвинута:
а) в трудах древнегреческого философа Платона
б) в трудах древнегреческого учёного Аристотеля
в) в философском учении Демокрита
г) все ответы неверные
11. Как наука, педагогика начала складываться:
а) в рабовладельческую эпоху
б) в эпоху Возрождения
в) в эпоху капитализма
г) в социалистическую эпоху
12. Идеи равенства образования мужчин и женщин, обучения на родном языке, соединения обучения с трудом впервые выдвинули:
а) Ф. Рабле и М. Монтень
б) Т. Мор и Т. Кампанелло
в) М. Монтень и Я.А. Коменский
г) все ответы неверные
13. О необходимости подготовки человека к жизни, воспитании джентльмена в ХVII веке говорил:
а) Я.А. Коменский
б) Д. Локк
в) Ж.Ж. Руссо
г) К.Д. Ушинский
14. Теорию естественного свободного воспитания в ХVIII веке обосновал:
а) Д. Локк
б) Ж.Ж. Руссо
в) К.Д. Ушинский
г) Я.А. Коменский
15. В ХIX веке педагогика развивалась под сильным влиянием швейцарского педагога-демократа:
а) И.Г. Песталоцци
б) И.Ф. Гербарта
в) Ф.А.В. Дистервега
г) Ш. Фурье
16. Педагогическое учение поздних утопических социалистов Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна возникло:
а) в начале XIX века
б) в конце XIX века
в) в начале XX века
г) в начале XVIII века
17. В России первые произведения педагогического характера появились:
а) во второй половине XX века
б) во второй половине XIX века
в) в первой половине XVIII века
г) в конце XVII века
18. Педагогическую работу «О воспитании и наставлении детей» написал выдающийся русский писатель и просветитель:
а) В.Г.Белинский
б) Н.И. Новиков
в) Н.Г. Чернышевский
г) А.И. Герцен
19. Идеи русской революционно-демократической педагогики высказывал:
а) Ш. Фурье
б) Н.И. Новиков
в) Н.А. Добролюбов
г) Р. Оуэн
20. Одно из главных педагогических сочинений К.Д. Ушинского:
а) «Человек как предмет воспитания»
б) «О воспитании и наставлении детей»
в) «Эмиль или о воспитании»
г) «Великая дидактика»
21. В конце ХIХ-начале ХХ века были сформулированы общие принципы и закономерности воспитания, разработаны эффективные технологии обучения американскими учёными-педагогами:
а) П.П. Блонским и А.П. Пинкевичем
б) Р. Оуэном и Ш. Фурье
в) Д. Дьюи и Э. Торндайком
г) верного ответа нет
22. Проблемы формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, пионерского движения разрабатывались педагогом:
а) А.С. Макаренко
б) В.А. Сухомлинским
в) К.Д. Ушинским
г) Н.К.Крупской
23. Предмет педагогики:
а) процесс развития
б) процесс обучения
в) воспитание
г) развитие психики человека
24. Выберите правильный ответ.
Главная задача педагогики:
а) накопление и систематизация полезных обществу знаний о воспитании человека
б) накопление и систематизация знаний о закономерностях физического развития человека
в) накопление и систематизация полезных обществу знаний о закономерностях физического и психического развития человека
г) все ответы неверные
25. Выберите правильный ответ.
Педагогическая теория знакомит с тем:
а) как проектировать воспитательный процесс
б) как проектировать и оценивать воспитательный процесс
в) как проектировать, осуществлять и оценивать воспитательный процесс
г) как оценивать результаты воспитательного процесса
26. Выберите неправильный ответ.
Основные категории педагогики:
а) образование
б) онтогенез
в) воспитание
г) развитие
27. Выберите правильный ответ, где указаны основные категории педагогики:
а) воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, психология
б) воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самообразование, самовоспитание, педагогика
в) воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самообразование, самовоспитание
г) методика, воспитание, образование, обучение, формирование, знания, умения, навыки
28. Воспитание – это:
а) процесс становления человека под влиянием различных факторов
б) целенаправленный систематический процесс формирования личности в соответствии с потребностями общества в характере воспитанности его членов
в) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека
г) нет верного ответа
29. Самовоспитание – это:
а) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека
б) осознанная и целенаправленная работа человека над формированием у себя желаемых качеств
в) процесс и результат обучения
г) процесс количественных и качественных изменений в организме человека
30. Развитие – это:
а) процесс количественных и качественных изменений в организме человека
б) целенаправленный поиск и усвоение знаний человеком в интересующей его области
в) процесс и результат обучения
г) совокупность систематизированных знаний, умений и навыков
31. Формирование – это:
а) осознанная и целенаправленная работа человека над формированием у себя желаемых качеств
б) процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых, мало управляемых и неуправляемых факторов
в) процесс и результат обучения
г) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, развитие и воспитание учащихся
32. Образование – это:
а) целенаправленный поиск и усвоение знаний человеком в интересующей его области
б) процесс и результат обучения; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков
в) осознанная и целенаправленная работа человека над формированием у себя желаемых качеств
г) все ответы неверные
33. Воспитание называют важным явлением общественной жизни, потому что:
а) без воспитания невозможна жизнь общества, его развитие
б) оно является целенаправленным процессом
в) оно является противоречивым процессом
г) все ответы неправильные
34. Выберите правильный ответ.
Воспитание несёт в себе исторический характер, потому что:
а) оно носит неодинаковый характер для представителей различных классов
б) оно является всегда целенаправленным
в) с ходом истории, в связи со сменой общественно-экономических формаций меняется и характер воспитания
г) воспитание – важная функция общества
35. Выберите правильный ответ.
Классовый характер воспитания заключается в том что:
а) оно является целенаправленным процессом
б) оно отражает в себе жизнь общества
в) оно меняется с ходом истории
г) оно носит неодинаковый характер для представителей различных классов
36. Выберите неправильный ответ
Педагогические науки – это:
а) общая педагогика
б) общая психология
в) дошкольная педагогика
г) тифлопедагогика
37. Укажите группу, в которую включены только педагогические науки:
а) дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена
б) общая педагогика, дошкольная педагогика, военная педагогика, дефектология, история педагогики, частные методики
в) культурология, педагогика высшей школы, социальная работа, дошкольная педагогика, история педагогики, школоведение
г) общая педагогика, дошкольная педагогика, педагогическая психология, частные методики, военная педагогика
38. Общая педагогика – это:
а) научная дисциплина, которая изучает закономерности воспитания детей в дошкольных учреждениях
б) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека
в) базовая научная дисциплина, изучающая общие особенности и закономерности развития психики человека
г) научная дисциплина, изучающая закономерности и основы учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях
39. Выберите правильный ответ.
Вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста занимаются следующие педагогические науки:
а) дошкольная педагогика, возрастная психология, педагогика начальной школы, педагогика средней школы
б) дошкольная педагогика, логопедия, педагогика начальной школы, педагогика средней школы
в) дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы
г) дошкольная педагогика, общая педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы
40. Выберите правильный ответ.
Дисциплины специальной педагогики:
а) сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика логопедия
б) сурдопедагогика, тифлопедагогика, возрастная педагогика, логопедия
в) сурдопедагогика, социальная педагогика, тифлопедагогика, логопедия
г) сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, история педагогики
41. Укажите неверный ответ.
Педагогическая наука связана с:
а) философией
б) психологией
в) физикой
г) историей
42. Укажите неверный ответ.
Педагогическая наука связана:
а) с биологией
б) антропологией
в) медициной
г) астрономией
43. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих детей занимается:
а) тифлопедагогика
б) олигофренопедагогика
в) сурдопедагогика
г) логопедия
44. Вопросами обучения и воспитания незрячих детей занимается:
а) логопедия
б) педиатрия
в) сурдопедагогика
г) тифлопедагогика
45. Методология педагогической науки – это:
а) способы взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на решение педагогических задач
б) основные, исходные положения, определяющие эффективность педагогического процесса
в) методики, психология, логопедия
г) совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
46. Выберите неправильный ответ.
Уровни методологического знания:
а) философский
б) общенаучный
в) обществоведческий
г) конкретно-научный
47. Содержание философского уровня методологии составляют:
а) общие принципы познания
б) общие методы воспитания
в) теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин
г) совокупность методов и принципов исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине
48. Общенаучная методология представляет собой:
а) теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин
б) совокупность общих принципов познания
в) совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной научной дисциплине
г) набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную переработку
49. Конкретно-научная методология – это:
а) набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку
б) совокупность общих принципов познания
в) совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной научной дисциплине
г) теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин
50. Технологическая методология представляет собой:
а) совокупность общих принципов познания
б) набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку
в) совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной научной дисциплине
г) теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин
51. Методологическая культура педагога – это:
а) система принципов, относящихся к логике научного исследования
б) понимание педагогом сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов
в) материальные и духовные ценности, созданные людьми
г) система духовных ценностей
52. Принцип системного подхода к изучению педагогических явлений означает:
а) ориентацию на личность при конструировании и осуществлении педагогического процесса
б) рассмотрение относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса в их взаимодействии и движении
в) ориентацию на интегративные характеристики личности при проведении педагогического исследования
г) проведение специальной работы по формированию деятельности ребёнка
53. Принцип целостного подхода к изучению педагогических явлений означает:
а) ориентацию на личность при конструировании и осуществлении педагогического процесса
б) ориентацию на интегративные характеристики личности при проведении педагогического исследования
в) рассмотрение относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса в их взаимодействии и движении
г) проведение специальной работы по формированию деятельности ребёнка
54. Методологический принцип личностного подхода означает:
а) ориентацию на интегративные характеристики личности при проведении педагогического исследования и организации педагогического процесса
б) рассмотрение относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса в их взаимодействии и движении
в) ориентацию на личность при конструировании, осуществлении и исследовании педагогического процесса
г) проведение специальной работы по формированию деятельности ребёнка
55. Методологический принцип деятельностного подхода требует:
а) перевода ребёнка в позицию субъекта образования и воспитания
б) ориентации на интегративные характеристики личности
в) рассмотрения личности в интерсубъектном аспекте
г) рассмотрения относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса в их взаимодействии и движении
56. Принцип диалогического методологического подхода означает:
а) рассмотрение личности в интерсубъектном аспекте
б) ориентацию на интегративные характеристики личности
в) рассмотрение относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса в их взаимодействии и движении
г) рассмотрение ребёнка как субъекта образования и воспитания
57. Методологический принцип культурологического подхода предполагает:
а) ориентацию на интегративные характеристики личности
б) рассмотрение личности в интерсубъектном аспекте
в) такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности
г) рассмотрение ребёнка как субъекта образования и воспитания
58. Сущность принципа антропологического методологического подхода состоит в том, что педагог:
а) ориентируется на интегративные характеристики личности
б) рассматривает ребёнка как субъекта образования и воспитания
в) системно использует данные всех наук о человеке при построении, осуществлении и исследовании педагогического процесса
г) ориентируется на личность ребёнка при осуществлении и исследовании педагогического процесса
59. Под исследованием в области педагогики понимается:
а) процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, принципах, содержании, методах и технологиях воспитания
б) процесс и результат обучения и воспитания
в) процесс и результат практической деятельности, направленной на внедрение новых знаний о закономерностях, принципах, содержании, методах и технологиях воспитания
г) правильного ответа нет
60. Педагогические исследования по их направленности подразделяются на:
а) фундаментальные, теоретические, практические
б) эмпирические, теоретические, разработки
в) фундаментальные, прикладные, разработки
г) теоретические, историко-педагогические, фундаментальные
61. Фундаментальные педагогические исследования своим результатом имеют:
а) вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики
б) модели развития педагогических систем, обобщающие концепции теоретических и практических педагогических достижений
в) обоснование конкретных научно-практических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений
г) новые философские концепции
62. Прикладные педагогические исследования направлены на:
а) вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики
б) создание моделей развития педагогических систем, обобщающих теоретических и практических педагогических концепций
в) обоснование конкретных научно-практических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений
г) создание новых философских теорий
63. Разработки как педагогические исследования направлены на:
а) создание моделей развития педагогических систем, обобщающих теоретических и практических концепций
б) вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики
в) обоснование конкретных научно-практических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений
г) создание новых философских концепций
64. Определите неправильный ответ.
К общепринятым методологическим параметрам относятся:
а) проблема
б) тема
в) объект и предмет исследования
г) принципы воспитания
65. Определите неверный ответ.
Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии:
а) новизны
б) актуальности
в) теоретической и практической значимости
г) объекта и предмета исследования
66. Критерий актуальности педагогического исследования указывает на:
а) то, что в исследовании содержатся новые теоретические и практические выводы, закономерности педагогического процесса
б) необходимость и своевременность изучения и решения выдвинутой проблемы
в) необходимость для педагогической практики подготовленных предложений и рекомендаций
г) правильного ответа нет
67. Критерий новизны педагогического исследования состоит в том, что:
а) в исследовании содержатся новые теоретические и практические выводы, закономерности педагогического процесса
б) решение выдвинутой проблемы является необходимым и своевременным
в) подготовленные предложения и рекомендации являются необходимыми для педагогической практики
г) исследование является актуальным
68. Практическая значимость исследования состоит в том, что:
а) решение выдвинутой проблемы является необходимым и своевременным
б) в исследовании содержатся новые теоретические и практические выводы
в) подготовлены предложения и рекомендации
г) исследование является актуальным
69. Исследовательская проблема – это:
а) выражение потребности в изучении какой-либо области социальной жизни
б) педагогический процесс или область педагогической действительности, содержащие в себе противоречия
в) часть объекта исследования
г) совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых предстоит проверить
70. Объект исследования – это:
а) совокупность теоретических обоснованных предположений, истинность которых предстоит проверить
б) то, на что направлен процесс исследования
в) предполагаемый результат исследования
г) выражение потребности в какой-либо обрасти социальной жизни
71. Предмет исследования – это:
а) выражение потребности в изучении какой-либо области социальной жизни
б) совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке
в) наиболее значимая сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению
г) то, на что направлен процесс исследования
72. Гипотеза исследования – это:
а) совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке
б) выражение потребности в какой-либо области социальной жизни
в) наиболее значимая сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению
г) то, на что направлен процесс исследования
73. Программа исследования обычно имеет два раздела:
а) методологический и процедурный
б) теоретический и процедурный
в) методологический и практический
г) верного ответа нет
74. Методика педагогического исследования представляет собой:
а) способы изучения педагогических явлений
б) комплекс теоретических и практических методов, позволяющих исследовать процесс воспитания
в) комплекс принципов педагогического исследования
г) правильного ответа нет
75. Методы педагогического исследования – это:
а) способы изучения педагогических явлений
б) комплекс теоретических и практических способов, позволяющих исследовать процесс воспитания
в) комплекс принципов педагогического исследования
г) правильного ответа нет
76. Выберите правильный ответ.
Методы научно-педагогических исследований – это:
а) пути организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение воспитательных задач
б) пути и способы получения необходимой информации или воздействия на педагогические явления с целью построения научных выводов и педагогических теорий
в) пути и способы организации учебно-воспитательного процесса
г) основные, исходные положения, обусловливающие эффективность педагогического процесса
77. Непосредственное восприятие исследователем деятельности объектов в различных условиях – это метод:
а) наблюдения
б) беседы
в) интервью
г) изучения школьной документации
78. Вычленения позитивного и устойчивого в учебно-воспитательных системах – это метод:
а) наблюдения
б) изучения педагогического опыта
в) изучения школьной документации
г) беседы
79. Определите неверный ответ.
Формы работы с литературными источниками:
а) выписки
б) аннотация
в) консультация
г) план
80. Метод теоретического исследования, предполагающий сжатое изложение основного содержания и значения работы, статьи, книги, называется:
а) интервьюирование
б) аннотация
в) цитирование
г) изучение школьной документации
81. Метод теоретического исследования, предполагающий дословную запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике, называется:
а) реферирование
б) цитирование
в) аннотация
г) конспектирование
82. Способ фиксирования основных вопросов, которые рассматриваются в литературном источнике, называется:
а) цитирование
б) аннотация
в) план
г) конспектирование
83. Метод исследования, основанный на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей – это метод:
а) беседы
б) изучения и обобщения передового педагогического опыта
в) педагогического эксперимента
г) ранжирования
84. Определите неверный ответ.
Школьной документацией являются:
а) расписания учебных занятий
б) поурочные и календарные планы
в) планы внеклассной воспитательной работы
г) результаты эстетического и технического творчества
85. Определите неправильный ответ.
Продукты ученического творчества – это:
а) расписания учебных занятий
б) поделки
в) письменные домашние и классные работы
г) сочинения, рефераты
86. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
а) беседа классного руководителя с родителями на воспитательную тему
б) беседа учителя с опоздавшими на урок учениками
в) беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку
г) беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные при ёмы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу
87. Выберите правильный ответ.
Исследовательская беседа – это:
а) непосредственное восприятие деятельности объектов в различных условиях
б) совокупность вопросов, поставленных в определенной последовательности в соответствии с целью исследования, и ответов на них
в) научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях
г) все ответы верные
88. Определите неправильный ответ.
Интервью бывает нескольких видов:
а) свободное
б) фокусированное
в) стандартизованное
г) репродуктивное
89. Педагогический эксперимент – это:
а) совокупность вопросов, поставленных в определённой последовательности в соответствии с целью исследования, и ответов на них
б) непосредственное восприятие исследователем деятельности объектов в различных условиях
в) научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях
г) правильного ответа нет
90. По месту проведения педагогический эксперимент бывает:
а) констатирующий
б) лабораторный
в) новаторский
г) организованный
91. В зависимости от цели исследования педагогический эксперимент бывает:
а) лабораторный
б) констатирующий
в) организованный
г) нет правильного ответа
92. Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, – это:
а) тестирование
б) изучение школьной документации
в) моделирование
г) наблюдение
93. Определите неправильный ответ.
Тестовые задания могут быть следующих видов:
а) задания, требующие коротких конкретных ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где» и пр.
б) задания с выбором ответов
в) тестовые задания элементарных умений и навыков
г) тестовые задания с выбором ответов
94. Анкета в переводе с французского означает:
а) обследование
б) исследование
в) расследование
г) верного ответа нет
95. Определите неверный ответ.
Достоинства анкетирования заключаются в следующем:
а) можно опросить сразу большое количество людей
б) исследователю удобно обрабатывать результаты анкетирования
в) анкетирование требует непосредственного контакта исследователя с испытуемыми
г) при проведении анкетирования у испытуемых есть время, чтобы хорошо продумать ответы
96. Если содержание вопроса в анкете и тема исследования совпадают, он называется:
а) открытым
б) закрытым
в) прямым
г) косвенным
97. Групповая дифференциация изучается с помощью:
а) метода беседы
б) социометрического метода
в) метода моделирования
г) метода анкетирования
98. Выберите неправильный ответ.
Количественная обработка результатов педагогического исследования осуществляется с помощью метода:
а) анкетирования
б) регистрации
в) ранжирования
г) шкалирования
99. Метод подсчёта количества участников по наличию или отсутствию данного качества носит название:
а) ранжирование
б) шкалирование
в) регистрация
г) тестирование
100. Метод распределения собранных данных в определённой последовательности по критерию убывания или нарастания количественных показателей носит название:
а) ранжирование
б) шкалирование
в) регистрация
г) тестирование
101. Присвоение баллов или других показателей исследуемым характеристикам называется методом:
а) регистрация
б) ранжирование
в) шкалирование
г) моделирование
102. Определите неправильный ответ.
Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личости относит:
а) свободу
б) личное достоинство
в) разумность, ответственность
г) индивидуализм
103. Личность – это:
а) любой человек
б) любое живое существо
в) сознательный индивид, продукт общественного развития, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определённые социальные функции
г) взрослый индивид, продукт общественного развития
104. Непохожесть и отличие одной личности от другой характеризует понятие:
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) человек
105. Отдельный представитель человеческого рода как единичное природное существо называется:
а) индивидуальность
б) человек
в) индивид
г) личность
106. Процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в организме человека, носит название:
а) формирование
б) развитие
в) становление
г) воспитание
107. Процесс становления личности под влиянием различных факторов, приобретения ею совокупности устойчивых социальных свойств и качеств носит название:
а) формирование
б) развитие
в) становление
г) воспитание
108. Всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов представители:
а) социологического направления
б) биологического направления
в) биосоциального направления
г) теологического направления
109. Человек рождается как существо биологическое, но затем в процессе своей жизнедеятельности он постепенно социализируется благодаря влиянию на него социума. Так утверждают представители:
а) социологического направления
б) биологического направления
в) биосоциального направления
г) теологического направления
110. Считают, что психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы и способности личности формируются как явления социальные, представители:
а) социологического направления
б) биологического направления
в) биосоциального направления
г) теологического направления
111. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как:
а) существо биологическое
б) существо социальное
в) существо теологическое
г) единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального
112. Движущими силами развития личности являются:
а) интересы
б) мотивы
в) противоречия
г) устремления
113. Выберите неправильный ответ.
К внешним факторам развития человека относятся:
а) самовоспитание
б) социальная среда
в) биологическая среда
г) целенаправленная деятельность воспитателей
114. Выберите неправильный ответ.
К внутренним факторам развития человека относятся:
а) социальная среда
б) наследственность
в) самовоспитание
г) состояние здоровья
115. Выберите неправильный ответ.
Биологические факторы формирования личности:
а) наследственность
б) врожденный фактор
в) окружающая среда
г) состояние здоровья
116. Выберите неправильный ответ.
Человек наследует от своих родителей:
а) безусловные рефлексы
б) характер
в) тип нервной системы
г) задатки способностей
117. Задатки способностей развиваются:
а) в любом случае
б) при создании благоприятных условий
в) только в зрелом возрасте
г) правильного ответа нет
118. Врожденный фактор развития человека - это:
а) последствия неблагоприятных воздействий на человеческий организм в период внутриутробного развития
б) состояние здоровья
в) воздействия микросоциума
г) биологическая среда
119. Определите неправильный ответ.
В понятие среды как фактора развития личности (в широком значении) входят:
а) естественные условия, необходимые для жизни человека
б) окружающая человека природа
в) социальные условия жизни человека
г) врожденные особенности
120. Выберите неправильный ответ.
Социальная макросреда:
а) система общественных отношений
б) семья
в) культура, созданная обществом
г) деятельность политических партий
121. Выберите неправильный ответ.
Социальная мезосреда:
а) тип поселения, в котором живет человек
б) окружающие люди
в) этнокультурные условия жизни людей
г) национальная культура
122. Определите неправильный ответ.
Социальная микросреда:
а) друзья
б) окружающее человека люди
в) семья
г) природная среда
123. Наследственность, среда, воспитание – это:
а) условия развития личности
б) средства формирования личности
в) факторы формирования личности
г) методы развития личности
124. Воспитание – это проявление:
а) фактора воздействия социальной сферы
б) фактора наследственности
в) врожденного фактора
г) правильного ответа нет
125. Определите неправильный ответ.
Назначение воспитания заключается в том, чтобы:
а) определенным образом организовать жизнь и деятельность человека
б) нейтрализовать отрицательные условия развития человека
в) сформировать ценные качества
г) создать образцы делинквентного поведения
126. Цель воспитания:
а) то, к чему стремится воспитание
б) природосообразность воспитания
в) прием воспитания
г) принцип воспитания
127. Цель сформировать послушную, безропотную личность выдвигают представители:
а) биологического направления
б) авторитарного направления
в) гуманистического направления
г) социологического направления в педагогике
128. Цель формирования свободной, духовно развитой личности преследуют представители:
а) а) биологического направления
б) авторитарного направления
в) гуманистического направления
г) социологического направления в педагогике
129. Выберите неправильный ответ.
Цели воспитания бывают:
а) необратимые
б) общие
в) частные
г) глобальные
130. При своей практической реализации цель выступает как:
а) система методов
б) система задач
в) система приёмов
г) система принципов
131. Выберите неправильный ответ.
Задачи воспитания:
а) не могут видоизменяться
б) определяются целью
в) зависят от целей
г) могут быть ведущими
132. Определите неправильный ответ.
Выбор целей воспитания обусловлен:
а) идеологией государства
б) культурой общества
в) опытом воспитания
г) методами воспитания
133. Определите неверный ответ.
Факторы, влияющие на постановку цели воспитания:
а) потребности производства
б) потребности общества
в) возможности и особенности воспитуемых
г) возможности учебно-воспитательных учреждений
134. Определите неверный ответ.
Современная общеобразовательная школа ставит цели:
а) способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности
б) формировать коммунистическое мировоззрение
в) раскрывать творческие возможности человека
г) развивать способности детей
135. Разделение труда привело к тому, что, уделом большинства населения стало:
а) трудпться умственно
б) трудиться физически
в) трудиться умственно и физически
г) развиваться всесторонне и гармонично
136. Сущность дуализма в воспитании заключалась в том, что:
а) имущие и неимущие классы получали одинаковое воспитание
б) имущие и неимущие классы получали совершено разное воспитание
в) имущие классы получали одинаковое воспитание
г) неимущие классы получали разное воспитание
137. В том, что представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, а воспитание низших слоёв и классов огранивалось главным образом подготовкой к физическому труду, заключался характер воспитания:
а) исторический
б) односторонний
в) двусторонний
г) гуманистический
138. Положительная сторона дуализма в воспитании заключалась в том, что:
а) воспитание низших слоёв и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду
б) представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание
в) освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного физического труда давало им возможность заниматься искусством, наукой и гимнастикой
г) идея всестороннего и гармонического развития личности носила ограниченный характер
139. Основой для развития античной науки и культуры явилось:
а) искусство
б) рабство
в) производство
г) верного ответа нет
140. Формула «калогатия» зародилась:
а) в античной Греции
б) в Древнем Риме
в) в государствах Древнего Востока
г) в средневековом Китае
141. Длительное время идея всестороннего и гармонического развития личности носила ограниченный характер и включала в себя главным образом:
а) интеллектуальное развитие человека и его трудовое воспитание
б) интеллектуальное развитие человека и развитие культуры тела
в) физическое развитие человека и развитие культуры тела
г) интеллектуальное и нравственное развитие человека
142. Античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению:
а) в эпоху капитализма
б) в эпоху феодализма
в) в античную эпоху
г) в эпоху социализма
143. Идея всестороннего, гармонического развития личности возникла:
а) в эпоху рабовладельческого строя
б) в эпоху феодализма
в) в эпоху капитализма
г) в эпоху социализма
144. Идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь:
а) в рабовладельческую эпоху
б) в эпоху феодализма
в) в эпоху Возрождения
г) в эпоху капитализма
145. Возрождение идеи о всестороннем развитии личности было связано только с освобождением человека от политических и идеологических основ феодализма в эпоху:
а) Возрождения
б) феодализма
в) капитализма
г) социализма
146. Мечтая о создании нового общества, в своём учении впервые ставили вопрос о необходимости соединения обучения и воспитания с производительным трудом:
а) Ш. Фурье и А. Сен-Симон
б) Т. Мор и Т. Кампанелла
в). К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой
г) Я.А. Коменский и Ф.А. Дистервег
147. Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего развития личности связано со становлением общества, основанного:
а) на кустарном производстве
б) на машинном производстве
в) на феодальном образе жизни
г) на рабовладельческих устоях
148. Сама природа крупной промышленности обусловливала необходимость труда, требующего:
а) всестороннего развития отдельных личностей, участвующих в общественном производстве
б) всестороннего развития руководителей производства
в) всестороннего развития всей массы людей, участвующих в общественном производстве
г) целенаправленной специализации и одностороннего развития трудящихся
149. Цель воспитания в современном обществе:
а) умственное, нравственное и эстетическое развитие личности
б) умственное и физическое развитие личности
в) политехническое воспитание в соответствии с индивидуальными запросами и особенностями каждого человека
г) всестороннее и гармоническое развитие личности и в соответствии с индивидуальными запросами т особенностями каждого человека
150. Исторический анализ педагогической профессии показывает, что:
а) с самого начала, обучая, воспитывали
б) сначала происходило разделение, затем и явное противопоставление обучения и воспитания
в) сначала обучение и воспитание осуществлялось в единстве, а затем произошло их разделение
г) нет верного ответа
151. Прогрессивные педагоги всё чаще стали высказываться о необходимости единства обучения и воспитания:
а) к середине XIX века
б) в V веке до н.э.
в) к концу ХХ века
г) в начале ХХI века
152. Определите неправильный ответ.
Большой вклад в развитие идеи целостного педагогического процесса внесли педагоги советского периода:
а) Н.К. Крупская
б) А.П. Пинкевич
в) А.С. Макаренко
г) К.Д. Ушинский
153. Тенденция к обособлению обучения и воспитания, осуществляющихся в единстве, наметилась:
а) начиная с 80-х годов XX века
б) начиная с 30-х годов XX века
в) в 70-х годах XIX века
г) начиная с 50-х годов XIII века
154. Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса возобновился (решение этой проблемы было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения):
а) в середине 70-х годов XVIII века
б) в середине 70-х годов XX века
в) начиная с 30-х годов XIII века
г) в середине 50-х годов XVI века
155. В настоящее время педагогический процесс рассматривается:
а) с позиции методологии системного подхода
б) с позиции главной роли обучения в учебно-воспитательном процессе
в) с позиции главной роли воспитания в учебно-воспитательном процессе
г) с позиции дифференциации обучения и воспитания
156. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач, носит название:
а) воспитательный процесс
б) образовательный процесс
в) процесс развития личности
г) педагогический процесс
157. Главными компонентами педагогического процесса являются:
а) педагоги
б) воспитанники
в) педагоги и воспитанники
г) цели и задачи
158. Педагоги, воспитанники, цели, задачи, принципы, содержание, средства, методы, приёмы, организационные формы и условия воспитания и обучения – это:
а) методы педагогического процесса
б) принципы педагогического процесса
в) содержание педагогического процесса
г) компоненты педагогического процесса
159. Задачи педагогического процесса определяются:
а) его содержанием
б) его целью
в) его методами
г) его средствами
160. Педагогическое взаимодействие предполагает сведение педагогического процесса к отношениям:
а) субъект-объектным
б) объект-субъектным
в) субъект-объектным и субъект-субъектным
г) правильного ответа нет
161. Если воспитанник в повседневной жизни вступает в контакт с окружающими людьми и предметами без участия воспитателей, то речь идёт о воспитательных взаимодействиях:
а) непосредственных
б) опосредованных
в) непосредственно-опосредованных
г) косвенно-непосредственных
162. Педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанников – это стороны:
а) педагогического воздействия
б) педагогического взаимодействия
в) преподавания
г) учения
163. Синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития:
а) целенаправленность
б) целостность
в) функциональность
г) правильного ответа нет
164. Отражением опыта, накопленного человечеством в целях и содержании образования и воспитания обеспечивается целостность педагогического процесса:
а) в организационном аспекте
б) в содержательном аспекте
в) в организационно-процессуальном аспекте
г) в операционально-технологическом аспекте
165. Система относительно самостоятельных процессов освоения и конструирования содержания образования и воспитания, делового и личного взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования и воспитания обеспечивает целостность педагогического процесса:
а) в личностном аспекте
б) в содержательном аспекте
в) в организационно-процессуальном аспекте
г) в операционально-технологическом аспекте
166. Рассмотрение внутренней структуры взаимосвязанных компонентов педагогического процесса соответствует его целостности:
а) в организационном аспекте
б) в содержательном аспекте
в) в организационно-процессуальном аспекте
г) в операционально-технологическом аспекте
167. Единство преподавания и воспитания представляет собой:
а) целостный педагогический процесс
б) целостную педагогическую деятельность
в) целостную воспитательную работу
г) целостный процесс обучения
168. Целостная деятельность школьника – это:
а) единство преподавания и воспитания
б) единство преподавания и учения
в) единство учения и других видов деятельности
г) взаимосвязь целей и задач воспитания
169. Отметьте неверный ответ.
Педагогическая система представляет собой упорядоченное единство элементов,
объединенных:
а) общей целью функционирования
б) взаимными связями
в) единством управления
г) дифференцированным управлением