Лекция№2 Общие закономерности развития
Развитие– процесс количественных и качественных изменений в организме человека
Результат – становление человека как биологического вида и как социального существа
Задача – сформировать личность
Личность –характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью (Рубинштейн)
- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности общения ( Ядов)
Движущая сила-борьба противоречий
Внутренние возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека
Физиологические критерии (развитие костной, мышечной, нервной систем и т.д)
Психические критерии (особенности ощущений, восприятий, представлений, памяти, темперамента, характера)
Внешние стимулируется силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой
Это условия материальной жизни, окружающая человека среда, начиная с семьи и заканчивая тем обществом, в котором находится человек.
Универсальные – противоречия между, возникающими под влияние объективных факторов, потребностями человека и возможностями их удовлетворения
Внешние факторы, влияющие на развитие человека:
1) Биологические
Наследственность:
- способности –индивидуально-психологические особенности как условие успешного выполнения определённых видов деятельности
- талант –яркое проявление способностей
- врождённость –те особенности, приобретаемые ребёнком в период внутриутробной жизни или в ранние месяцы жизни.
2) Факторы среды
Макросреда:
Политика, научно-технические факторы, демография, культура, природа, политика, экономика
Микросреда:
Дом, соседи, семья, учреждения дополнительного образования, друзья, образовательные учреждения
3)Воспитание – утверждение полной бессмысленности и бессильности ( при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды)
- единственное средство изменения человеческой природы
4) Деятельность
Игра, учение, труд, общение
Возрастные особенности – особенности, присущие данному возрасту. Они выражаются в своеобразии анатомо-физиологического функционального развития и совершенствовании психики
Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)
Формула «ребёнок в обществе»
Психическое развитие ребёнка протекает в системе отношений 2х типов: « ребёнок- общественный предмет» и « ребёнок – общественный взрослый»
Общественный взрослый – носитель общественно выработанных способов действия с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребёнок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности.
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, находящимися между собой в сложных отношениях:
- социальная ситуация развития
- ведущая деятельность
- основные новообразования
Возрастные периоды:
1) От рождения до года – младенчество
-эмоциональное общение
- формирование сенсомоторных и мунипулятивных действий, сопровождающиеся зрительным, слуховым и мышечным движением, ощущениями, восприятием
2) от года до 3 лет – раннее детство
- предметно-орудийная деятельность, в процессе которой ребёнок овладевает общественно выработанными способностями действий
3) от 3 до 6 лет – дошкольный возраст
- ролевая игра, в ходе которой дети овладевают способностью к конкретной человеческой деятельности
4) от 6-7 до 9-10 лет – младший школьный возраст
- учебная деятельность, в процессе которой усваиваются знания, отношения ребёнка с окружающими взрослыми
5) 11-15 лет – средний школьный возраст (подростковый)
- интимно- личностное общение
- появляется чувство «взрослости»
- критическое отношение к людям
- стремление к самостоятельности
- подчинение коллективным нормам
6) 15-17 лет – старший школьный возраст ( ранняя юность)
- учебно-профессиональная деятельность
- формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания
- мечты и идеалы