Особенности познавательной сферы и личности
План психолого-педагогической характеристики школьника
Вариант
Анкетные данные
1. Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст на момент исследований;
2. Дата исследования;
3. Место жительства ребенка;
4. Имена и фамилии родителей, их профессии;
5. Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руководитель.
Факты развития и жизненные условия
1. Серьезные заболевания у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка.
2. Ранее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.
3. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.
4. Семейное влияние. Социальное положение:
a. экономическое положение семьи
b. образование
c. культурный уровень семьи
d. состав семьи (полная - неполная, родители родные – неродные, наличие прародителей)
e. подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.
5. Внесемейные и внешкольные влияния.
a. организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома), членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.
b. неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и детские общества.
Внешняя картина личности
1. Проявления
a. физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки),
b. пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);
c. голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности);
d. речевое поведение (многоречивость – молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи);
e. письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).
2. Способ поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений)
a. основные черты поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности.
b. отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности, к недостаткам и преимуществам, возможностям, к личным вещам, к будущему, к перспективам).
c. поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность – доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта);
d. действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность – хаос, сопротивление)
e. поведение по отношению к воспитательным средствам; реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм, улучшается – ухудшается и т.п.);
f. обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса.
Особенности познавательной сферы и личности
1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание);
2. Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределение, сдвиги);
3. Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность, механическая – логическая, к чему особенно);
4. Особенности воображения (живость, активность, творческий характер);
5. Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, конкретности, антиципирования и т.п.);
6. Особенности речи (ясность, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность, зрелость запасов и т.д.);
7. Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость)
Педагогические выводы
Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с привидением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.
Вариант 2
Общие данные
Фамилия, имя
Дата рождения
Класс
Общее физическое развитие
Состояния здоровья
Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).
4. Способности к учению:
a. особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению),
b. осмысленность восприятия учебного материала, быстрота его осмысления,
c. уровень и характер преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти),
d. развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).
5. Старательность в учебной работе.
6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности).
7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, учение самостоятельно работать книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).