Вопрос 2. Педагогический эксперимент
Вопрос 1. Понятие о методах педагогического исследования. Характеристика ведущих методов педагогического исследования, условия и их правила проведения. Классификация методов исследования.
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.
1.Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.
Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогиче-ских документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
составления библиографии– составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование– сжатое изложение основного содержания работы;
конспектирование– ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
2.Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.
Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.
Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы.
эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях
Вопрос 2. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.
Виды педагогических экспериментов в зависимости от цели:
- констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
- проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
- созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.
Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.
Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.
.