ЛИСТ согласования рабочей программы подготовки специалиста
РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА по Дисциплине
С.2.В.ДВ.1 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Специальность – 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Нормативный срок освоения программы – 5 лет
Славянск-на-Кубани, 2016
Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 2062 от 24.12.2010 г., Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности), утвержденной Решением Президиума УМО по образованию в области подготовки кадров, 2011 г., Письмом УМО № 03-13/052 от 04.12.2011.
Курс 1 Семестр 1
Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы, всего 72 часов (из них – 34 часов аудиторной нагрузки: 16 часов лекций, 16 часов практические занятия, 2 часа КСР, 38 часов самостоятельная работа; зачет).
Составители рабочей программы:
Шишкина Ирина Лазаревна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и естественно-биологических дисциплин филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани
Дата составления 31 августа 2016 г.
Согласовано:
нач. УМО филиала А. В. Баранов
ЛИСТ согласования рабочей программы подготовки специалиста
Направление подготовки – 440501 Педагогика и психология девиантного поведения
Дисциплина С.2.В.ДВ. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Курс 1
Семестр 1
Учебный год 2016 – 2017
Утверждена заседанием кафедры – физической культуры и естественно-биологических дисциплин
протокол №__1__ от «31 августа 2016 г.
Ответственный исполнитель,
заведующий кафедрой физической культуры и
естественно-биологических дисциплин Шишкина Ирина Лазаревна 31.08.2016 г.
Исполнители: канд. пед. наук, доцент _____________________ Шишкина И. Л. 31.08.2015
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой физической культуры и
естественно-биологических дисциплин Гожко А. А. 31.08.2016 г.
Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)
Гожко А. А. 31 августа 2016 г..
Заведующий библиотекой филиала /Фуфалько М. В../ 31.08.2016 г.
(личная подпись) (расшифровка подписи) (дата)
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Наименование раздела | Стр. |
1 Цели и задачи освоения дисциплины ................................................................................. | |
2 Место дисциплины в структуре ООП ВО бакалавриата…….….……………………..… | |
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины ……………………………… | |
4 Структура и содержание дисциплины……………………………….……………...……. | |
5 Содержание учебного материала…..…………………………………………………….. | |
5.1. Содержание лекционного материала ………………………………………………… | |
5.2 Содержание практических занятий…………………………………….………………. | |
6 Содержание самостоятельной работы студентов………………..………………….…… | |
7. Образовательные технологии…………………………………………………………… | |
7.1. Образовательные технологии при проведении лекций, в т.ч. интерактивные …… | |
7.2 Образовательные технологии при проведении практических занятий, в т.ч. интерактивные ……………………………………………………………………………. | |
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ………………………………………………………………………..….….…… | |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………. | |
10 Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………... | |
Приложение 1. Фонд оценочных средств |
1. Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.
Задачи дисциплины:дать студенту, современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций:
- Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5)
- В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
пороговый уровень:
- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;
- возрастные особенности развивающегося организма;
- периоды развития организма: гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития.
- основные возрастно-половые закономерности физического развития
углубленный уровень:
- основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей
- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;
- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;
- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;
- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, - продвинутый уровень:
- особенности гигиенического воспитания и просвещения в образовательном учреждении;
- факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;
Уметь:
пороговый уровень:
- определять норму физического состояния организма ребёнка
- создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;
углубленный уровень:
- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;
- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;
- осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
продвинутый уровень:
- определять физическую и умственную работоспособность;
- проводить диагностику наступающего утомления;
- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.
Владеть:
пороговый уровень:
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
углубленный уровень:
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);
продвинутый уровень:
- методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).
Таблица 1 – Компетенции, знания, умения и опыт деятельности, приобретенные в результате освоения дисциплины “ Возрастная анатомия, физиология и гигиена“
№ п.п. | Индекс компе-тенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
ПК-5 | Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей | содержание предмета, анатомо-физиологические особенности организма детей; строение тела; о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка; возрастные особенности развивающегося организма; периоды развития организма; основные возрастно-половые закономерности физического развития; основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей; особенности взаимодействия человека с окружающей средой; методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды; влияние функционального состояния организма на рост и развитие детей. | объяснять наблюдения, формулировать выводы по результатам исследований; определять норму физического состояния организма ребёнка; создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей; использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности; определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе; давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях; осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школ | владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; владеть - методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения; методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем и их возрастные особенности; методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости); методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. -навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности |
Распределение трудоемкости дисциплины
Таблица 2
Вид работы | Трудоемкость, часов | ||||
1 семестр | Х семестр | Всего | |||
Общая трудоемкость | |||||
Аудиторная работа: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | ||
Самостоятельная работа: | |||||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | _ | ||||
Эссе (Э) | |||||
Самостоятельное изучение разделов | |||||
Контрольная работа (К) (только для ЗФО) | _ | ||||
Вид итогового контроля | зачет | ||||
.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, самостоятельная работа 38 часов, 1 семестр, зачет.
Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
№ п/п | Семестр, модуль, раздел дисциплины | Аудиторная работа | СР | Всего | |||
Л | П | Контроль КСР | Итого | ||||
Раздел I | |||||||
Общие закономерности роста и развития организма | - | ||||||
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. | |||||||
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем | |||||||
Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы | |||||||
Анатомия и физиология желез внутренней секреции | |||||||
Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ | |||||||
Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания. Обмен веществ и энергии | |||||||
Анатомия, физиология и гигиена органов дыхания | - | ||||||
Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви | - | ||||||
Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка | - | ||||||
Подготовка к текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | |||||
Обязательная составляющая самостоятельной работы | - | ||||||
Подготовка к зачету | |||||||
Вариативная составляющая самостоятельной работы | |||||||
Контроль самостоятельной работы | 2 | 2 | - | 2 | |||
Всего по курсу |
Содержание учебного материала
Содержание лекционного материала
Тема 1. Общие закономерности роста и развития организма (2 ч)
Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.
Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.
Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.