Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов.
Введение.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам учащихся – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов.
Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предоставления учащимся права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста учащихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Сущность самостоятельной работы учащихся как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов.
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
• Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы учащихся лежат следующие принципы: развития творческой деятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Задачи самостоятельной работы учащихся:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать справочную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
В учебном процессе среднего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
ü изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
ü изучение рекомендуемых литературных источников;
ü конспектирование источников;
ü выполнение контрольных работ;
ü работа со словарями и справочниками;
ü использование аудио- и видеозаписи;
ü работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
ü составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;
ü выполнение тестовых заданий;
ü решение задач
ü подготовка презентаций
ü ответы на контрольные вопросы;
ü написание эссе, тезисов, докладов;
ü составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;
ü работа с компьютерными программами;
ü подготовка к экзамену;
· групповая самостоятельная работа студентов:
ü получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Электротехника и электроника». Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.