Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов.

Введение.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам учащихся – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов.

Ориентация учебного процесса на само­развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предостав­ления учащимся права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятель­ной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста учащихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

Сущность самостоятельной работы учащихся как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых препода­вателем.

Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов.

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя­тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

• Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы учащихся лежат следующие принципы: развития творческой деятельности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

Задачи самостоятельной работы учащихся:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умения использовать справочную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

В учебном процессе среднего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

· индивидуальные занятия (домашние занятия):

ü изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

ü изучение рекомендуемых литературных источников;

ü конспектирование источников;

ü выполнение контрольных работ;

ü работа со словарями и справочниками;

ü использование аудио- и видеозаписи;

ü работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

ü составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

ü выполнение тестовых заданий;

ü решение задач

ü подготовка презентаций

ü ответы на контрольные вопросы;

ü написание эссе, тезисов, докладов;

ü составление глоссария, кроссворда по конкрет­ной теме;

ü работа с компьютерными программами;

ü подготовка к экзамену;

· групповая самостоятельная работа студентов:

ü получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Электротехника и электроника». Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру­ется расписанием.

Наши рекомендации