Фортепианные сочинения камерного направления.
Тема 3. Западноевропейское фортепианное искусство
Первой половины 19 века.
Феликс Мендельсон-Бартольди.
«Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».
Р. Шуман
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон - Бартольди (1809 - 1847) — немецкий композитор, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Основатель Лейпцигской консерватории. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям — она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов.
Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. Мальчик выучился игре на фортепиано и скрипке. Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (он обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты.
В 1827г. Мендельсон поступает в Берлинский университет. Он активно интересовался музыкой Баха. В 1829г. совместно с певцом и режиссёром Эдуардом Девриентом Мендельсон продирижировал Страсти по Матфею. Исполнение имело большой успех, и было повторено в ближайших концертах ещё дважды.
Спустя некоторое время после исполнения Страстей Мендельсон совершает грандиозный концертный тур по крупным городам Англии, Германии, Франции. Выступая как пианист, он играл, помимо собственных сочинений, произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Вебера и других крупных композиторов. Особенно отмечали его исполнение Четвертого концерта Бетховена (в 1832 году Мендельсон познакомил с ним парижских слушателей, для которых сочинение оказалось новинкой). Среди заново открытых им произведений классиков был Концерт для трех клавиров Баха (исполнен по рукописи в 1835 году Мендельсоном, Мошелесом и Кларой Вик).
Игра Мендельсона, по свидетельству современников, отличалась «изумительной законченностью и выдержкой, точностью и силой». Но не это в ней было главным. Она приковывала внимание, прежде всего своей редкой одухотворенностью: «Инструмент забывался, воспринималась лишь интерпретация сочинения — Мендельсон играл, правда, только значительную музыку. Это было музыкальное откровение, обращение духа к духу».
Его эстетические воззрения были далеки от развлечения публики, это был серьёзный, вдумчивый музыкант-просветитель, которому были чужды аффекты и напускная бравада: «Зачем я буду по тридцать раз слушать вариации Герца, — говорил Мендельсон.— Они доставляют мне так же мало удовольствия, как канатные плясуны и прыгуны; смотря на последних, испытываешь по крайней мере варварское удовлетворение оттого, что, хотя и боишься все время, как бы они не свернули себе шею, с ними этого все-таки не случается, фортепианные же прыгуны даже не рискуют своей жизнью, а лишь нашими ушами, в чем я не хочу принимать никакого участия».
В марте 1837г. Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой познакомился во Франкфурте. У четы было пять детей.
В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория. В сентябре 1845 года композитор возвращается в Лейпциг, где занимает пост дирижёра концертов Гевандхауза и преподаёт в Консерватории.
14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября — второй. На следующий день Мендельсон умер.
6 опер, 4 оратории, увертюры, 8 кантат, 5 симфоний, камерная, вокально-хоровая музыка, инструментальные концерты и др.
В первые десятилетия 19 века интенсивный процесс демократизации музыкального искусства повсеместно выводит его за пределы королевских палат и дворцов меценатов. В жизнь искусства вовлекаются широкие круги городского населения, под чьим влиянием изменяются формы и организация музыкального общения.
Одновременно с сохранившимся, имевшим глубокие корни домашним музицированием расцветает к середине века жизнь концертной эстрады. Это было время небывалого взлета виртуозного направления в исполнительстве и творчестве, развития симфонической музыки и искусства дирижирования. В разных городах и странах Европы возникают специальные музыкально-концертные организации, открываются большие концертные залы, рассчитанные на широкое стечение публики, на звучность крупных оркестровых коллективов, на усовершенствованный, сделавшийся эстрадным инструментом рояль.
Блеск концертной жизни имел оборотную сторону: атмосфера ажиотажа и конкуренции с сопутствующим стремлением к сенсации, быстрой и шумной карьере, к легкой наживе окружает эстраду. Из концертных программ исчезают крупные серьезные произведения, требующие напряженного внимания, длительного вслушивания. Их вытесняют внешне эффектные виртуозные пьесы, вызывающие бурный, но поверхностный успех.
Концертный репертуар поставляют в большинстве забытые ныне, но модные в свое время композиторы-виртуозы. По всем уголкам Европы разносят они всевозможные попурри, парафразы, вариации на популярные модные мелодии. Нагромождение трудностей новой виртуозной техники часто служит прикрытием пустоты и бессодержательности самой музыки. Все же обаянию этого блестящего эстрадно-салонного стиля нередко поддавались крупные представители подлинного искусства.
Именно в преодолении и коренной переработке виртуозного, «бриллиантного» направления формировалось фортепианное творчество Листа, складывался выразительный стиль Шопена и своеобразный пианизм Шумана. Антиподом модному направлению была и простая поэтичная манера Мендельсона.
Произведения для фортепиано:
Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетрадей, ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45), Рондо-каприччиозо, 2 концерта для фортепиано с оркестром (и один неоконченный), концерт для двух фортепиано с оркестром, 4 сонаты, 3 фантазии, 3 опуса вариаций (включая «Серьёзные вариации»), 6 прелюдий и фуг, этюды, Блестящее аллегро для двух фортепиано и другие.
Фортепианные произведения Мендельсона — высокохудожественное претворение образов и жанров бытовой музыки. При жизни Мендельсона его фортепианные пьесы пользовались наибольшей популярностью и распространялись в музыкальном быту, среди любителей музыки.
Если Шуберту была свойственна преимущественно камерная трактовка инструмента, а Be6epy — концертная, то в творчестве Мендельсона получили развитие об эти линии инструментального искусства. Хотя мощный, поныне современный фортепианный стиль Бетховена или Листа, Шопена или Рахманинова оттеснил на второй план непритязательный пианизм Мендельсона, перед его обаянием нельзя устоять. Влиянию музыки Мендельсона поддавался оригинальный талант Шумана. Легко просматриваются традиции «Песен без слов» в «Лирических пьесах» Грига, а более опосредованно — в фортепианных миниатюрах Чайковского.
Фортепианные сочинения камерного направления.
«Песни без слов» (восемь тетрадей, по шесть номеров в каждой; помимо того он написал еще некоторое количество пьес, близких им по жанру). «Песни» быстро завоевали популярность и получили распространение. Они удовлетворяли насущную потребность музыкантов-любителей в произведениях доступных, относительно несложных по фактуре, разносторонне и поэтично воплощающих художественные идеалы и мир чувств человека их среды.
В «Песнях без слов» преобладает спокойная созерцательная лирика. Встречаются пьесы оживленного характера, разнообразно преломляющие черты скерцозности. Некоторые «песни»— миниатюрные жанровые сценки. Иногда в них настолько ощутим программный элемент, что им впоследствии были даны названия, прочно за ними закрепившиеся: «Охотничья песня», «Траурный марш», «Весенняя песня», «Прялка» (сам автор предпослал заглавия только пяти пьесам: «Дуэту», «Народной песне», и трем «Венецианским гондольерам»). Большинству «песен» композитора свойственна напевная мелодия, интонационно связанная с немецкой бюргерской песенностью. Помимо одноголосного проведения мелодии, встречается изложение, напоминающее вокальные дуэты, струнные квартеты и иные ансамбли.
При всем разнообразии своего содержания, они все же не затрагивают многих важных областей эмоциональной сферы, типичных для передового романтического искусства. Им чужды образы героики, дух бунтарства, столкновения конфликтных сил. В некоторых пьесах, правда, сказалось чувство романтической неудовлетворенности, оно выражается то в трепетном порыве (№ 10, h-moll) и сумрачной встревоженности души (№ 17, a-moll), то в грустном томлении по светлому идеалу (№ 46, g-moll).
Пьесы просты по форме. Как правило, в них один образ. Многие имеют вступление, заключение и «отыгрыши» инструментального характера. Это усиливает сходство пьес с вокальными песнями-романсами.