Ключ к методике Дж. Холланда

Бланк ответов КИ

Ключ к методике Дж. Холланда - student2.ru

Ключ к методике Дж. Холланда - student2.ru

Следующий опросник Дж. Холланда поможет вам определить и понять, какой вид деятельности для вас будет наиболее предпочтителен, а значит и более эффективен.

Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится.

1a. Инженер-механик   1б. Физик-экспериментатор  
2а. Социальный работник   2б Управляющий гостиницей  
За. Художник по интерьеру   3б. Чертежник-копировщик  
4а. Биохимик   4б. Фармацевт  
5а. Политический лидер   5б. Писатель  
6а. Портной 6б. Оператор ЭВМ
7а. Адвокат 7б. Историк-правовед
8а. Воспитатель детского сада 8б. Художник по керамике
9а. Вязальщик 9б. Телефонист справочной
      службы
10а. Нотариус 10б. Менеджер по снабжению
11а. Переводчик зарубежной 11б. Логик
  поэзии    
12а. Детский врач 12б. Специалист по медицинской
      статистике
13а. Маркетолог 13б. Пчеловод
14а. Научный работник музея 14б. Менеджер по персоналу
15а. Аудитор 15б. Художник-реставратор
16а. Строитель-монтажник 16б. Металловед
17а. Школьный учитель 17б. Следователь
18а. Столяр-краснодеревщик 18б. Оператор станков-автоматов
19а. Математик 19б. Бухгалтер
20а. Директор мебельной 20б. Дирижер
  фабрики    
21а. Настройщик теле- и радио 21б. Секретарь-референт
  аппаратуры    
22а. Главный зоотехник 22б. Генетик
23а. Консультант телефона 23б. Парикмахер-модельер
  доверия    
24а. Водитель троллейбуса 24б. Медсестра
25. Делопроизводитель 25б. Брокер на бирже
26а. Архитектор 26б. Искусствовед
27а. Инспектор дорожного 27б. Счетовод
  движения    
28а. Издатель газеты 28б. Электрик
29а. Биолог 29б. Телеведущий
30а. Архивариус 30б. Художник-рекламист
31а. Повар 31б. Официант
32а. Банковский служащий 32б. Заведующий магазином
33а. Криминалист 33б. Юрисконсульт
34а. Корректор 34б. Литературовед
35а. Звукооператор 35б. Физик-акустик
36а. Экскурсовод 36б. Дипломат
37а. Киноактер 37б. Кинооператор
38а. Археолог 38б. Товаровед
39а. Закройщик-модельер 39б. Театральный художник
40а. Часовой мастер 40б. Контролер ОТК
41а. Менеджер по продажам 41б. Редактор научного журнала
42а. Психотерапевт 42б. Драматург
               

Ключ к методике Дж. Холланда

Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведенный ниже ключ. Если ваш ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.

Тип личности Пункты опросника Сумма баллов
Реалистический 1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б,31а, 35а, 37б,40а  
Социальный 2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б,31б,33б, 36а, 42а  
Артистический За, 5б, 86, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б,  
Конвенциальный 4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 216, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б  
Предприимчивый 26, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а  
Интеллектуальный 1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б  

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности как медицина, педагогика, психология.

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти способности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

(В дальнейшем классный руководитель работает вместе с психологом. Обработав результаты анкет и сделав выводы, они приглашают ребят для консультаций и советов.)

Классный руководитель. Итак, мы начали с вами работу по профессиональному самоопределению, приступив к изучению своих интересов и личностных способностей.

Хотя Дж. Холланд и выделил шесть типов личности, мы должны заметить, что в реальной жизни не так много людей, которые относились бы к строго определенному типу. Ведь любой человек многосторонен в своих особенностях, а часто и способностях. Бывает так, что черты двух, а то и трех типов сочетаются в одном человеке. К тому же трудно сделать правильный выбор, использовав только один опросник. Необходимо пользоваться разными методиками, чтобы картина получилась более ясной. Просто необходимо обращать внимание на преобладающий тип. И тогда ваш выбор должен оправдать себя. Конечно, без последующего надлежащего уровня профессионализма успеха не добиться. Что же такое профессионализм?

Учащиеся:

— Это высокая профессиональная подготовка для выполнения задач вашей деятельности.

— Профессионализм — прежде всего, потому что именно с него начинается возможность достижения высоких результатов труда.

— Не надо еще забывать и о том, что профессионализм - это не что-то однажды приобретенное и застывшее. Он включает в себя обязательное систематическое повышение вашей квалификации и творческую активность. Ведь потребности общественного производства и культуры постоянно возрастают, и мы должны быть способны удовлетворять эти постоянно возрастающие требования.

Педагог-психолог: Но не так просты слагаемые профессионального успеха. Что еще мы должны добавить к профессионализму?

Учащиеся:

— Думаю, любому профессионалу не помешает простое человеческое обаяние. Иногда кажется, что некоторые люди его просто излучают. Они легче решают любые проблемы: и свои личные, и профессиональные.

— Я бы сказал, что умение общаться с партнерами, коллегами является следующим слагаемым нашего профессионального, а значит и жизненного успеха. Когда вы с кем- то общаетесь, то все ваши складочки раздумий и недовольств должны подтянуться и расправиться, глаза стать любезнее, добрее; выражение вашего лица должно соответствовать моменту и теме разговора. Вы должны быть любезны и милы в общении. В противном случае даже профессионалы иногда терпят неудачи из-за отсутствия у них перечисленных качеств.

- А если вы профессионал, да к тому ж еще и руководитель, то для успеха дела безличного обаяния никак не обойтись. Оно может быть у вас как искренним так и искусно преподнесенным. Любой вариант для пользы дела. Разумеется, вы должны вести себя внешне привлекательно, уметь правильно построить свое общение, относиться к собеседнику с уважением. К тому же очень важно быть при этом элегантным в своей одежде и манерах.

— Мне кажется, что сейчас мы говорим общеизвестные истины. Но в то же время людям почему-то не всегда так легко и просто им следовать. Думаю, что некоторым для блага дела необходимо просто повторять эти простые истины каждый день и почаще прислушиваться к мудрым советам. Например, Элберта Хаббарда.

«Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите высоко голову и наполните легкие воздухом до отказа; жадно впитывайте солнечный свет; приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие. Не бойтесь того, что вас неправильно поймут и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах. Попытайтесь твердо решить в уме, что вы хотите сделать, а затем, не отклоняясь, двигайтесь прямо к цели. Думайте о больших и замечательных делах, которые вы хотите совершить, и тогда с течением времени, вы обнаружите, что бессознательно хватаетесь за все возможности, необходимые для выполнения вашего желания, подобно тому, как коралловый полип вбирает в себя во время морского прилива все необходимые ему элементы. Мысленно нарисуйте перед собой портрет того одаренного, серьезного и преуспевающего человека, каким вы хотели бы быть, и ваши мысли час от часу будут превращать вас в такого человека. Мысль — величайшая сила. Сохраняйте надлежащее душевное состояние — будьте всегда мужественны, искренни и в хорошем настроении. Правильно мыслить — значит созидать. Все осуществляется посредством желания, и каждая искренняя просьба исполняется. Мы становимся похожими на то, к чему влекут нас наши сердца. Держите подбородок подтянутым, а голову высоко. Потенциально каждый из нас мог бы стать богом».

Вот такая простая жизненная философия заложена в этом совете. И я уверена, что она нам пригодится уже на стадии подготовки к экзаменам и тестам и выборе нашего будущего. Уверенный в себе человек правильно и уверенно выбирает свое будущее.

Вручаю вам этот совет как своеобразную памятку и руководство к исполнению (раздает печатные памятки).

— А я знаю, что у мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин». Перефразировав ее, можно сказать следующее: «Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день». Говорят, что работая с животными, растениями и даже машинами, надо вести себя доброжелательно. А с людьми тем более, только тогда будет соответствующая отдача.

— Действительно, наша улыбка ничего нам не стоит. Правда у некоторых она исходит от состояния души, для других же - это работа ума и даже частично усилие воли. Но зато результат — положительный. Фрэнк Ирвинг Флетчер выполнил рекламное объявление для фирмы «Оппенгейм, Коллинз энд компани». Я привожу отрывок из этой рекламы:

Цена улыбки на Рождество

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.

— Вы хотите нравиться людям, хотите добиться успеха? Тогда улыбайтесь!

Я хочу сейчас представить людей, которые все то, о чем мы сейчас говорили, приняли как правила своей жизни, добились в ней успеха, и получили моральное Удовлетворение от сделанного ими выбора. разговор с представителями различных профессии. ( художник, спортсмен, учитель, врач, фотограф, токарь, водитель и т.д.)

Учащиеся задают гостям встречи вопросы:

— Что вас больше всего привлекает в вашей профессии?

— Что или кто оказал наибольшее влияние на выбор вашей профессии?

— Какое место в вашем профессиональном самоопределении заняла школа?

— Были ли у вас неудачи в работе? Как вы с ними справлялись?

— А были моменты, когда вам казалось, что вы сделали неправильный выбор?

— Как относятся к вашей профессии в вашей семье?

— На каком месте в вашей жизни находится работа?

— Как отразился на выборе профессии вопрос будущего материального благополучия?

— Вы хотите, чтобы ваши дети повторили ваш выбор?

- В каком сочетании сейчас находится вопрос морального и материального удовлетворения от вашей работы?

- Довольны ли вы профессиональным выбором своих детей? А они сами?

- В какой мере, считаете вы, допустимо или необходимо вмешательство родителей в процесс профессионального выбора своих детей? Как поступили или поступаете вы?

- Сказался ли мир ваших детских увлечений на выборе профессии?

Наши рекомендации