Воспитание личности в коллективе

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные про­цессы.

Формирование личности в коллективе.

С первых лет создания советской школы в качестве одной ее центральных задач была организация самодеятельного спло­чённого коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, к-ая умеет жить в гармонии с другими, к-ая умеет содружествовать, к-ая свя-на с другими сочувствием и мыслью социально. .

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочис­~нных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллек­тива. Н.С. Крупская рассматривала коллектив как среду развити­я ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательно теоретическую разработку в ее трудах получили многие про­блемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун.Одной из таких школ в составе Первой опытной Станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей перспективы для широкого и всестороннего развитии личности каждого ребенка. Особо весомый вклад в разработку теории и практика коллектива внес А.С. Макаренко. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, отношения ответственной зависи­мости, принцип гласности и другие принципы были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, сформи­ровать постоянную потребность движения вперед.Последовательное развитие идеи Л.С. Макаренко получили в педагогических трудах опыте В.Л. Сухомлинского. Усматри­вая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития лич­ности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удач­ную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В.А. Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Детский коллектив

Наосно­ве анализа своего Опыта А.С.Макаренко определил что детский Коллектив это такая группа детей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная де­ятельность, организуемая для их достижения.

Выделяют 3 воспитательных функции кол­лектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носите­лем пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует фор­мированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоот­ношения. По характеру деятельности все многообразие первичных колле­ктивов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства

По возрастному составу первичные коллективы могут бы одновозрастными и разновозрастными. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром Л.С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. Активисты подбираются из числа школьников, наи более деятельных и пользующихся уважением товарищей.

Наши рекомендации