Структура педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, предложенная А.К
Структура педагогической деятельности, предложенная А.К. Марковой, включает следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки преподавателя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда.
Знания и умения – это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личные особенности – субъективные характеристики учителя.
Профессиональные знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя о психическом развитии учащихся, их особенностях развития и пр.
Педагогические умения - педагогические действия (воздействия) учителя. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.
Профессиональные позиции - это устойчивые системы отношений учителя к ученику, к себе, к коллегам, определяющие его поведение.
Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень притязаний, тесно связана с мотивацией.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учителя решаются задачи их обучения и воспитания.
Выделяют разные виды деятельности внутри педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию.
Л.Д. Столяренко представила структуру педагогической деятельности следующим образом (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Структура педагогической деятельности
Этапы и компоненты | Педагогические действия | Профессионально важные качества и умения |
Подготовительный этап | 1) формулирование педагогических целей 2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников | 1. Высокие научные профессиональные знания |
I. Конструктив-ная деятель-ность | 1) выбор содержания учебного материала будущих занятий 2) выбор методов обучения 3) проектирование своих действий и действий учеников | 2. Психолого-педагогические и методические знания 3. Практическое владение методиками учебно-воспи-тательных воздействий |
Этап осуществления педагогическо-го процесса II. Организа-торская деятельность | 1) установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях 2) стимулирование деятельности учеников 3) организация своей деятельности по изложению учебного материала 4) организация своего поведения в реальных условиях 5) организация деятельности учеников 6) организация контроля результатов педагогических воздействий и корректировки | 4. наблюдательность, понимание психического состояния людей, настро-ения коллектива в целом 5. быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения 6. доступно, логически последовательно, эмоционально объяснить материал 7. культура речи, эрудиция 8. экспрессивные способности 9. хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление 10. выдержка, умение управлять собой, настроением 11. умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами 12. организаторские способности 13. умение получать обратную информацию о степени усвоения объясняемого материала |
III. Коммуникативная деятельность Этап анализа | 1) установление правильных взаимоотношений с учениками 2) осуществление воспитательной работы 1) анализ результатов | 14. Наличие потребности общения 15. Педагогический такт 16. Педагогическая импровизация, умение применять различные средства психологического воздействия 17. Демократический стиль общения и руководства |
результатов IV.Гностическая деятельность | обучения, воспитания 2) выявление отклонений результатов от поставленных целей 3) анализ причин этих отклонений 4) проектирование мер по устранению этих причин 5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания | 18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности 19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания 20. Творческий подход к педагогической деятельности |
М. Тален предложил типологию профессиональных позиций учителей:
Модель 1 – «Сократ» - это учитель с репутаций любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях.
Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии» - учитель главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника
Модель 3 – «Мастер» - учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию
Модель 4 – «Генерал» - учитель избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться приказам
Модель 5 – «Менеджер» - учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата
Модель 6 – «Тренер» - учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа
Модель 7 – «Гид» - это воплощенный образ ходячей энциклопедии, лаконичен, точен, сдержан, ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы.