Грудь медиум грудь грудь медиум грудь
M. Гарсиа
М. Гарсиа
Л. Лаблаш |
Грудь медиум
медиум грудь
Andante
Л. Лаблаш
Грудь медиум грудь
Грудь медиум грудь
** Moderate
I.J. ,J||J
Р грудь |
iY----- Р
медиум |
Груд
О — а — а а
_ о — в — а
Г|»УДЬ
Si Moderate
ММкст голо«кмикст
Медиум
Груяь
Рождественская
- о-а-у-о |
о - а
У - о
у
Микст головн. микст
..у ■,:
4? Andante |
ijj j j J |
грудь ^^ медиум |
652
Lento
Portamento
грудь медиум грудь
М Гарсиа
j j I............ \.т
Грудь медиум
Moderato
Микст головной
В. Рождественская
В Мордвинов |
S3 Andante |
Andante у
Z a a-o a-o a-o a-a
V V ^—-_ V ________ V .V
I,) ) ■ I
A - в
55 Moderate
5® Andante^
V |
V |
|
«fc |
a-a |
a-o |
: = |
регистра к фальцетному. Грудные звуки перед переходом надо облегчать и использовать темный тембр гласных. Остальные примечания те же, что и в упражнении 57.
Упражнение 59 служит выработке фальцетного звучання на том отрезке голоса, где оно легко удается н перенесения этого звучания ниже переходных нот насколько это возможно. Освоение фальцетного звучання на грудном отрезке диапазона будет способствовать образованию мнкстового звучання — главной цели подобных упражнений.
Упражнения 60—64 рассчитаны на выработку фальцетного, а затем мнкстового звучання непосредственно на средней части диапазона. Для этого следует добиться фальцетной атакн звука, что удается на средней части диапазона только на едва слышном piano. Найдя это легкое фальцетное звучание надо тренировать его на упражнениях типа 60—64, пока мышцы не привыкнут к фальцетной работе на этом грудном участке диапазона. После отработки фальцета можно увеличивать снлу звучания н подключать грудной регистр. При этом голос приобретает мнкстовый, смешанный характер. Упражнения 62—63 даны как пример чередования фальцетного н смешанного звучания. В упражнении 64, как н н других упражнениях, которые поются для выработки смешанного звучання, надо особое внимание уделять атаке первого звука, которая должна иметь фальцетный характер. Упражнения следует петь на округленное а.
Упражнения 65—70 служат для выработки смешанного прикрытого звучания верхнего регистра мужских голосов, что удается легче при применении гласных темного тембра о н у. Выполняя этн упражнения следует пользоваться плавной подачей дыхания н не, меняя позиций звука эластично переводить гласный звук а в о и у.
-70) |
Упражнения для выравнивания регистров мужских голосов (№№ 57-
Упражнения 57—70 следует употреблять с целью достижения регистровой ровности мужских голосов. Упражнения даны н изложении для баритона с переходными нотами ре—ми-бемоль. Для басов их следует понижать на малую терцию, а для теноров — повышать. В этих упражнениях всегда надо учитывать индивидуальность расположения переходных нот у ученика.
Упражнения 57—64 рассчитаны на овладение фальцетом и умение переходить от грудного звучания к фальцетному. На основе выработки этого умения можно обрести мнкстовое звучание голоса, позволяющее петь весь диапазон без регистровой ломки.
Упражнение 57 рассчитано на отработку перехода от грудного звучання к фальцетному на одной ноте. Оно захватывает участок, где сравнительно легко удаются оба эти характера звучания. Для исполнения этого упражнения надо использовать наиболее легко, естественно звучащий гласный звук и следить за спокойствием и достаточной опорой дыхания. Упражняться надо на mezzo-forte. Как forte так и piano затрудняют легкий переход от одного звучания к другому. Упражнение 58 служит выработке сглаженного перехода от грудного
Lento
Грудь
If
ГрУДЬ
Moderate)
Фальцет
ГРУДЬ |
фальцет
ГРУДь
Грудь
Л Лаблаш
|
грудь фальцет грудь
f ,fif
Грудь Фальцет грудь
грудь фальц. грудь |
грудь фаг-ьц |
Л. Лаблаш
|
А-о-а-о- а
jц
Э-0-Y-o-a-o-y-o - а
грудь »' -ш&„ фальцет