Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 17 мая 2011 года N 577
О Программе "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы
В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", а также с учетом положений Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:
2.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы.
2.2. До 01.07.2011 утвердить форму отчета о выполнении мероприятий Программы.
2.3. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения Программы.
2.4. До 01.09.2011 разработать и внести на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга, предусматривающий разграничение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере реализации государственной политики в интересах детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге.
3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:
3.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.
3.2. Один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы.
3.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий, указанных в пунктах 1.19, 4.7 и 9.15 раздела 7 Программы и финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.A.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 17.05.2011 N 577
ПРОГРАММА
Quot;Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | - "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Цель Программы | - Укрепление института семьи, повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге |
Разработчик Программы | - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга |
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, являющиеся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы) | - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (заказчик-координатор) - Жилищный комитет - Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга - Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности - Комитет по делам записи актов гражданского состояния - Комитет по здравоохранению - Комитет по информатизации и связи - Комитет по культуре - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями - Комитет по науке и высшей школе - Комитет по образованию - Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации - Комитет по строительству - Комитет по транспорту - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - Комитет по физической культуре и спорту - Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли - администрации районов Санкт-Петербурга |
Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы | - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга |
Сроки выполнения мероприятий Программы | - 2011-2013 годы |
Мероприятия Программы | - Совершенствование системы социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей. - Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности. - Повышение качества жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. - Мероприятия, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений. - Повышение качества трудовой жизни работников с несовершеннолетними детьми. - Мероприятия, направленные на развитие дошкольного образования, повышение доступности и качества услуг образовательных, спортивных и молодежных организаций. - Улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми. - Нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение Программы. |
Источник финансирования мероприятий Программы | - Бюджет Санкт-Петербурга |
Общий объем финансирования мероприятий Программы | - Программа финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме 40805094,4 тыс.руб., в том числе по годам: - 2011 г. - 18223602,3 тыс.руб.; - 2012 г. - 12334855,6 тыс.руб.; - 2013 г. - 10246636,5 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения мероприятий Программы | Реализация мероприятий Программы позволит к началу 2014 года: - увеличить долю детей и подростков в общей численности населения до 15,1 процента; - сохранить долю новорожденных детей, охваченных неонатальным и аудиологическим скринингом на уровне 100 процентов; - увеличить долю детей I и II групп здоровья до 77,5 процента; - сохранить коэффициент младенческой смертности на уровне 4,7 промилле; - снизить заболеваемость и смертность детей и подростков; - снизить уровень первичной детской инвалидности до 29,0 процентов; - повысить эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; - уменьшить число абортов на 1000 женщин фертильного возраста до 17,2 промилле; - увеличить долю беременных женщин, охваченных пренатальным обследованием на наследственные заболевания плода до 99,0 процентов; - снизить уровень материнской смертности до 20,0; - повысить качество и доступность высокотехнологичной медицинской помощи для детей и беременных женщин; - повысить качество услуг, предоставляемых детскими учреждениями отдыха и оздоровления детей; - снизить наполняемость групп образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, до 105 процентов; - увеличить охват услугами дошкольного образования детей в возрасте до 7 лет до 80 процентов от общего количества дошкольников, проживающих в Санкт-Петербурге; - увеличить долю детей, получивших социальные услуги в государственных учреждениях (отделениях) социального обслуживания семьи и детей, до 23,0 процентов; - увеличить долю инвалидов и детей-инвалидов, получивших социальные услуги в государственных учреждениях (отделениях) социальной реабилитации инвалидов, до 73,4 процента; - увеличить долю детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, до 31,0 процента; - увеличить долю государственных учреждений культуры, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, доступных для маломобильных групп населения, до 50,0 процентов; - повысить эффективность деятельности учреждений, предоставляющих медицинские, социальные, психолого-педагогические, образовательные и иные услуги детям и семьям с детьми; - уменьшить число неполных семей с несовершеннолетними детьми; - снизить количество случаев отказа от детей; - уменьшить число семей, находящихся в социально опасном положении; - снизить долю детей, оставшихся без попечения родителей, до 1,9 процента; - увеличить число семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, повысить качество их медико-социального сопровождения; - обеспечить постинтернатную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличить число детей, включенных в государственную систему выявления, развития, адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; - снизить уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, а также долю женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда; - повысить уровень доходов семей, воспитывающих несовершеннолетних детей; - оказать государственную поддержку в улучшении жилищных условий 14,8 тыс. молодых семей и семей с детьми. |
Введение
Программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 года (N Пр-24 от 07.01.2011), с учетом положений Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712.
Программа учитывает особенности демографического развития в Санкт-Петербурге и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи демографического развития в Санкт-Петербурге и приоритеты государственной политики в интересах детей и семей с детьми.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом
Необходимость разработки Программы определена наличием кризисных явлений в области демографии, материнства и детства в Санкт-Петербурге, а также взаимной обусловленностью решения следующих проблем:
1.1. Низкая рождаемость, не обеспечивающая простого замещения родительского поколения поколением детей.
Санкт-Петербург остается городом с крайне низкой рождаемостью, уровень которой долгое время принимал значения, равные 1,1-1,2 рождения на женщину в среднем за ее жизнь. Это соответствует почти двукратному сокращению численности населения с каждым последующим поколением. В 2009 году суммарный коэффициент рождаемости увеличился до 1,4, однако это обеспечивает замещение родительского поколения поколением детей не более чем на 70 процентов.
В 2010 году общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге увеличился до 12,0 промилле, однако оказался ниже общероссийского значения этого показателя (12,6 промилле).
При этом доля первых рождений в последние годы постоянно сокращается (с 65,3 процента в 2004 году до 61,4 процента в 2009 году), а доли вторых, третьих и последующих рождений растут.
В 2010 году в Санкт-Петербурге число умерших превысило число родившихся в 1,18 раза.
Одной из тенденций, проявившихся в последние годы, является формирование установок на откладывание рождений и, как следствие, увеличение возраста детородящих женщин. Средний возраст женщин, родивших первого ребенка в Санкт-Петербурге, - 28 лет; в начале 90-х годов прошлого века он составлял 22 года.
Сейчас на женщин возраста 25-29 лет приходится 37,2 процента всех рождений, на женщин возраста 30-34 года - 24,0 процента, на женщин возраста 20-24 года - 23,3 процента, на более молодых женщин - 3,1 процента. Все чаще дети рождаются у женщин позднего репродуктивного возраста (35-39 лет): на их долю приходится 10,3 процента всех новорожденных.
В последние годы ситуация с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы прошлого века, которое обеспечило повышение числа новорожденных. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 1,2 млн. женщин репродуктивного возраста. Однако в ближайшие годы будет происходить сокращение численности женщин репродуктивного возраста, так как в детородный возраст вступят женщины 90-х годов рождения, когда рождаемость упала почти вдвое, что вызывает особую тревогу и актуализирует поиск специальных мер государственного регулирования демографического развития.
1.2. Снижение доли лиц трудоспособного возраста и моложе трудоспособного возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге отмечается следующая динамика численности населения по основным возрастным группам:
доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения постоянно растет (с 23,5 процента в 2004 году до 25,5 процента в 2010 году);
доля лиц в трудоспособном возрасте снижается (с 63,2 процента в 2004 году до 61,6 процента в 2010 году);
доля лиц моложе трудоспособного возраста также снижается (с 13,3 процента в 2004 году до 12,9 процента в 2010 году).
Ежегодно растет коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (с 603,5 в 2009 году до 621,9 в 2010 году).
Численность детей (в возрасте от 0 до 18 лет) в Санкт-Петербурге в последние годы постоянно сокращалась. На 1 января 2009 года численность несовершеннолетних составила 658,9 тыс.чел. и с 2005 года уменьшилась на 68,0 тыс.чел.
В 2009 году убыль детского населения прекратилась и на 1 января 2010 года численность детей составила 666,2 тыс.чел. - 14,5 процента от общей численности населения. При этом доля детей и подростков в общей численности населения не достигла целевого значения стандарта проживания в Санкт-Петербурге на 2010 год (14,7 процента).
1.3. Высокий уровень детской заболеваемости и материнской смертности.
В последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается рост показателей общей и первичной заболеваемости детей всех возрастов. Так, с 2001 по 2010 год первичная заболеваемость детей увеличилась на 49 процентов (с 1614 до 2406 случаев на 1000 детей), подростков - на 92 процента (с 992 до 1907 случаев на 1000 подростков), взрослых - на 34 процента (с 496 до 667 случаев на 1000 взрослых).
Доля здоровых подростков в Санкт-Петербурге не превышает 11 процентов, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 27-30 процентов, 60 процентов подростков имеют пограничные состояния.
Следует отметить, что коэффициент младенческой смертности в 2010 году составил 4,6 промилле и является одним из самых низких в Российской Федерации (общероссийское значение показателя - 7,5 промилле).
В структуре младенческой смертности ведущими причинами являются заболевания перинатального периода и врожденные пороки развития (на их долю в 2010 году приходилось 69,3 процента всех случаев смерти детей первого года жизни). Среди заболеваний перинатального периода отмечается снижение показателей внутриматочной гипоксии и внутриутробной инфекции, однако в ранговой структуре причин младенческой смертности эти заболевания остаются ведущими, что является следствием состояния здоровья беременных.
Прогнозируется возможный рост показателя младенческой смертности, обусловленный рождением детей с массой тела ниже 1000 гр., увеличением заболеваемости беременных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, увеличением количества родов среди иногородних и иностранных рожениц.
В Санкт-Петербурге отмечается ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также высокие показатели материнской заболеваемости и смертности. В 2010 году коэффициент материнской смертности составил 16,2.
Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. На этом фоне рождается поколение детей, обладающих меньшим потенциалом здоровья, чем их родители. Уже с момента рождения каждый пятый новорожденный ребенок болен и, как следствие, риск смерти детей в этой группе высок.
1.4. Высокий уровень абортов.
В Санкт-Петербурге сохраняется высокий уровень абортов. Вместе с тем, благодаря целенаправленной работе городского Центра планирования семьи и репродукции, Центра охраны репродуктивного здоровья подростков "Ювента", кабинетов планирования семьи женских консультаций, молодежных консультаций, отмечается тенденция к снижению их числа: с 29889 абортов в 2006 году до 21363 в 2010 году (снижение на 28,5 процента). Число абортов у лиц до 19 лет сократилось с 3278 в 2006 году до 1944 в 2010 году (снижение на 41 процент). Улучшается соотношение числа абортов к 100 родам (71,5 в 2006 году против 43,9 в 2009 году).
1.5. Кризис института семьи, брачно-семейных отношений.
В последние годы в Санкт-Петербурге количество разводов ежегодно росло: с 22,6 тыс. в 2005 году до 26,3 тыс. в 2009 году. В 2010 году было зарегистрировано 24712 разводов (на 6 процентов меньше по сравнению с 2009 годом). Число разводов, приходящееся на 1000 браков, составило 501.
В 2010 году распалось 11,2 тыс. семей с несовершеннолетними детьми (число детей в расторгнутых браках - 13,0 тыс.).
Удельный вес детей, рожденных вне зарегистрированного брака, сохраняется в последние годы на уровне 25-27 процентов от всех родившихся.
Высокие уровни внебрачной рождаемости и разводимости, а также высокие показатели смертности мужчин в трудоспособном возрасте приводят к тому, что каждый девятый ребенок в Санкт-Петербурге воспитывается в неполной семье.
Стабильно низкая рождаемость и массовое распространение малодетности в значительной степени связаны с изменением репродуктивных установок и семейных ценностей, снижением роли семьи в обществе. Социально-экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей. Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, педагогическая несостоятельность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей, с каждым годом увеличивается количество случаев семейного насилия, жестокого обращения с детьми.
Результатами этих процессов являются увеличение числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, рост числа родителей, ограниченных в родительских правах, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних, рост численности безнадзорных детей. Такое явление как социальное сиротство детей остается актуальным и усугубляющимся.
В Санкт-Петербурге проживают следующие наиболее уязвимые категории детей (по состоянию на 1 января 2011 года):
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 14685 чел.;
дети-инвалиды - 14293 чел.;
подростки, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений органов внутренних дел, - 4913 чел.
Указанные категории детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество. Таким образом, в Санкт-Петербурге более 33,8 тыс. детей нуждаются в особой заботе государства.
1.6. Низкий уровень доходов многодетных, студенческих, неполных семей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Традиционно, к семьям, нуждающимся в дополнительных мерах государственной поддержки, относятся многодетные, студенческие, неполные семьи, а также семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" на 1 января 2011 года в Санкт-Петербурге проживало 477094 семьи, в которых воспитывалось 603782 ребенка, в том числе:
13385 многодетных семей (в которых воспитывалось 43028 детей);
298 студенческих семей;
60018 неполных семей (в которых воспитывалось 68158 детей);
13983 семьи, имеющие детей-инвалидов.
1.7. Наличие очереди по устройству детей в дошкольные учреждения.
Актуальной проблемой, затрагивающей все категории семей с несовершеннолетними детьми, является недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. На 1 января 2011 года очередь по устройству детей в дошкольные учреждения составляла 1450 чел. Охват услугами дошкольного образования детей в возрасте до 7 лет - 78,6 процента от общего количества дошкольников, проживающих в Санкт-Петербурге.
1.8. Улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми.
Другой актуальной проблемой является обеспеченность жильем молодых семей и семей с детьми. Многие семьи не имеют возможности самостоятельно обеспечить себя жильем в связи с высокими рыночными ценами на недвижимость. В Санкт-Петербурге приняты законы, предусматривающие предоставление различных мер государственной поддержки отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Всего за период 2007-2010 годов государственная поддержка в улучшении жилищных условий была оказана более 15,3 тыс. семей, в том числе:
в рамках Закона Санкт-Петербурга от 11.04.2001 N 315-45 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" - 4087 семьям;
в рамках Закона Санкт-Петербурга от 30.11.2005 N 648-91 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" - 2511 семьям;
в рамках Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 476-95 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" - 1133 семьям;
в рамках Закона Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 707-90 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы" - 3344 семьям;
в рамках Закона Санкт-Петербурга от 17.10.2007 N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" - 4323 семьям.
Реализация указанных выше законов Санкт-Петербурга, а также разработка и реализация новых мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми, является необходимым компонентом повышения качества жизни петербургских семей.
Наряду с перечисленными, существует ряд социально-экономических проблем, которые также оказывают негативное влияние на качество жизни семей с детьми в Санкт-Петербурге. К числу наиболее острых проблем следует отнести детский алкоголизм и наркоманию, алкоголизацию родителей, рост числа лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, рост числа семей мигрантов, имеющих детей.
В связи с широким спектром факторов, оказывающих влияние на формирование государственной семейной политики и демографическое развитие Санкт-Петербурга, достижение целевых значений стандартов проживания в Санкт-Петербурге возможно лишь при комплексном воздействии на все стороны этого процесса, что диктует необходимость применения программно-целевого метода решения перечисленных выше проблем в области семьи и детства.
Реализация программно-целевого метода в решении вопросов материнства и детства позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации. Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе репродуктивного, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, создание условий для сохранения здоровья и воспитания детей в семье, в образовательных, спортивных и молодежных организациях возможно только при комплексном взаимодействии различных ведомств, организаций и самой семьи.
Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми, что должно привести не только к улучшению основных параметров жизнедеятельности петербургской семьи, но и к улучшению демографической ситуации в Санкт-Петербурге.