Сущность педагогического творчества. Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество имеет психологический аспект, личностный и процессуальный.
К специфической проблематике психологии творчества относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, индивидуально-типологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность), влияний, оказываемых на личность с вхождением в творческий коллектив, факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака).
Личностный аспект понимается как опора на личностные качества, выражающие важные для педагогики характеристики:
· направленность личности;
· ценностные ориентации;
· жизненные планы;
· сформированные установки;
· доминирующие мотивы деятельности и поведения;
· потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей.
Педагогическое творчество – оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения, выработка и воплощение педагогом в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Творчество педагога характеризует:
· наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление;
· умение перевести теоретические и методологические положения в педагогические действия;
· способность к самосовершенствованию и самообразованию;
· разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания;
· вариативность системы деятельности;
· эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
· способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;
· способность к импровизации;
· умение видеть «веер вариантов».
Качества и умения, которыми должна обладать творческая личность:
· наличие достойной цели;
· наличие пакета планов (программ) и регулярный контроль за их выполнением;
· высокая работоспособность;
· эффективная техника (методика) решения задач;
· умение отстаивать свои убеждения;
· наличие промежуточных результатов.
Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин (1985) предлагают критерии наличия достойной цели:
1. Цель должна быть новой.
2. Цель должна быть положительной, направленной на развитие жизни.
3. Цель должна быть конкретной.
4. Цель должна быть недостижимой, т.е. каждая поставленная цель должна быть конкретной, она выступает как программа достижения следующей цели.
5. Цель должна быть глобальной.
Анализируя биографии творческих личностей, разработчики теории развития творческой личности (ТРТЛ, с 1985) выделили области достойных целей:
· поиск путей предотвращения смерти людей, их страданий;
· объяснение загадок и аномалий;
· реализация мифов;
· расширение жизненных пространств;
· расширение возможностей человека;
· улучшение социальной структуры общества, улучшение нравственности человека, общества.
К качествам творческого специалиста член-корреспондент АН СССР Р. Хохлов (ректор МГУ в 1974 г.) относил:
· увлеченность;
· хорошую память;
· умение сосредоточиться, уйти в себя;
· умение четко и логично формулировать свои мысли, задачи, выводы, предложения;
· умение просто думать о сложных вещах, рассуждать о них в терминах, понятных собеседнику;
· высокую интенсивность генерирования идей;
· тщательное их фильтрование;
· умение по отрывочным данным синтезировать общую картину;
· творческую раскованность, умение мыслить четко, без предрассудков;
· умение критически оценивать результаты исследований, особенно своих;
· широкий научный кругозор, знакомство с научными результатами в смежных областях;
· широкий кругозор, научная культура.