ПЗ-7. Уровни структурного подхода и актуальные противоречия в исследованиях
Цель занятия – распознать исследовательские позиции по фрагментам из авторских текстов научных публикаций.
Задание: Ниже приводятся извлечения из работ, опубликованных в книге: Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. –475 с.
Для каждого отрывка следует:
а) определить масштаб психологического исследования (макро-, мезо- или микроструктурный подход к исследованию психики);
б) аргументировать своё решение о масштабе исследования;
в) сделать вывод о наличии – или об отсутствии – в приведённом отрывке признаков какого-либо противоречия (ли противоречий) в исследовательской позиции;
г) аргументировать своё решение о наличии или об отсутствии противоречия (или противоречий).
1. Атюшев А. А., Губин В. А. Психологические характеристики военнослужащих учебного отряда военно-морского флота, характеризующие внутренний мир специалиста (с.410-412).
Для характеристики внутреннего мира специалистов – военнослужащих учебного отряда военно-морского флота – авторы предложили семь методик. В их числе: многоуровневый личностный опросник МЛО «Адаптивность»; личностный опросник «НПН-А» – нервно-психическая неустойчивость – акцентуации; опросник индивидуально-психологических особенностей личности – 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла «форма С»; опросник личностной предрасположенности к конфликтному поведению и стилей разрешения конфликтной ситуации (опросник К. Н. Томаса); дифференциально-диагностический опросник – ДДО Е. А. Климова; тест «Сант-30» – для определения риска несанкционированного применения оружия против окружающих; методика диагностики готовности к риску Шуберта.
Выявлены психологические характеристики 105-и военнослужащих, обучающихся по специальности «повар», и 168-и военнослужащих – по специальности «техник». Характеристики «поваров»: сотрудничество, соперничество, эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, робость, смелость. Характеристики «техников»: нервнопсихическая устойчивость, психопатия, психастения, сотрудничество, соперничество, интеллект, эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, робость, смелость, прямолинейность, дипломатичность.
2. Рохина Е. В. Психосемантический анализ понятия «скука» в сознании молодых людей (с.464-467). Автор исследовала «субъективное содержание представлений о скуке в юношеском возрасте». Использован ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 136 студентов II-III курсов вузов СПб., 18-22 лет, по полу – 80 женщин и 56 мужчин.
По выборке получено 389 [различных] ассоциаций, в среднем – по 6, со стандартным отклонением 3,5. Не дали ответа 3 человека, дали от 1 до 5 ответов 72 человека, дали 10÷16 ответов 22 человека.
Среди самых частых ассоциаций на слово «скука» – одиночество, грусть, пустота и тоска.
Выделены категории для описания субъективного содержания скуки, по которым разнесены «ассоциации со схожим смысловым значением». «Представленность» каждой категории в ассоциативном ряду описана количественно (в %%). [По этому показателю категории ранжированы]. В частности, выделены:
- «астенические эмоциональные состояния» – «63% ассоциаций»;
- «мотивационно-волевой аспект» – «у 57% человек»;
- «недостаток внешней стимуляции» – «43% ассоциаций»;
- «межличностные отношения» – «у 35% молодых людей и девушек»;
- «соматические состояния» [– как] «физический дискомфорт» – «у 35% опрошенных»;
- «метафорическое описание» – «32% опрошенных»;
- «цвет» – «29% молодых людей и девушек»;
- «временной аспект» – «менее половины, а именно 29% опрошенных»;
- «недостаток осмысленности жизни» – «26% испытуемых»;
- «природа» – «23% молодых людей»;
- «оценка личности» – «портрет скучающего человека» – «18% испытуемых».
Выделены также [специфичные] категории: «безжизненность», «недостаток познавательной активности», «учёба», «негативные эмоциональные реакции», «деструкции», «жизненные обстоятельства», «экзистенциальные переживания», «отрицание скуки», – которые оказались в ответах «менее чем у 15% испытуемых».
«Наиболее редкие специфичные ассоциации» – «вечность, смерть, счастье, убийство, сумасшествие, деградация». Автор связывает их, как и ассоциации скуки с [обозначениями] пониженного и повышенного эмоционального тонуса, с «индивидуальными особенностями переживания скуки».
Сделан вывод: «субъективное значение понятия «скука» в бóльшей степени раскрывается через описания эмоциональных состояний различной модальности, дефицита внешней и внутренней активности». Сказано также и об «индивидуальной окраске» «переживания скуки».
3. Богдановская И. М. Личностные смыслы любви в юношеском возрасте (с.412-417).
Автор говорит, что исследовала любовь к лицам противоположного пола в юношеском возрасте, у студентов 18-24 лет, в СПб ин-те гуманитарного образования и в РГПУ им. А.И. Герцена; всего 70 чел. Использованы методики: предельных смыслов Д. А. Леонтьева, мини-эссе на тему «Идеальные и реальные любовные отношения», репертуарная решётка «Идеальная пара», сконструированная по результатам анализа [материалов, полученных посредством] методики предельных смыслов Д. А. Леонтьева.
Сначала рассмотрены предельные смыслы любви – глубинные смыслы, которыми руководствуется человек при построении любовных взаимоотношений. Посредством методики Д. А. Леонтьева выделены 175 предельных смыслов, которые сгруппированы как бытийные (83%), дефицитарные (13%) и функциональные (4%). Бытийные смыслы основаны на осознании ценности другого человека без стремления его изменить или использовать. Дефицитарные смыслы связаны со стремлением получить то, чего не хватает: самоуважение, любовь и пр. Функциональные смыслы связаны с физиологическими потребностями.
Автор связывает личностный смысл любви с образом идеальных любовных взаимоотношений. Опрошенные студенты назвали 65 пар «идеальных возлюбленных». Из общего числа названных пар 60% повторяющихся. В иерархии рангов [по частоте?] первое и второе места делят Джек и Роуз (к/ф «Титаник»), Ромео и Джульетта. На третьем месте – родительская и прародительская пары: мать и отец, бабушка и дедушка. Далее идут: Красавица и Чудовище, Мастер и Маргарита, мистер и миссис Смит, Бонни и Клайд, Я и мой молодой человек, Элизабет Беннет и мистер Дарси (к/ф «Гордость и предубеждение»), Элли и Ной (к/ф «Дневник памяти»), Белла и Эдвард (к/ф «Сумерки»). (…) Из анализа содержания автор делает вывод: молодые люди главным в отношениях считают любовь-самопожертвование, преданность и понимание. По мнению респондентов, в наше время для любви важнее всего сексуальные отношения, сексуальная удовлетворённость и сексуальная совместимость, материальное благополучие и высокий социальный статус. Выражен и пессимистический взгляд: любовь не является главной [ценностью] и продолжает терять смысл. Для себя у респондентов в любовных отношениях на первых местах – взаимопонимание, доверие и уважение, преданность и общие интересы.
«На завершающем этапе исследования» была сконструирована репертуарная решётка. Её конструкты были выделены посредством методики предельных смыслов (всего 17): «счастье – горе», «одиночество – близость», «смысл – бессмысленность», «гармония – дисгармония», «нужность – ненужность», «спокойствие –беспокойство», «радость – печаль», «интерес – скука», «удовлетворение – неудовлетворённость», «доверие – предательство», «защищённость – опасность», «мир – война», «полноценность – неполноценность», «помощь – беспомощность», «уверенность – неуверенность», «целеустремлённость – расслабленность», «свобода – ответственность».
Посредством факторизации личностных конструктов были выделены основные размерности личностно-смыслового пространства [у понимания] любви участниками исследования. Это «эмоциональная близость – эмоциональная напряжённость»; и это «реализация – фрустрация бытийных смыслов любви». Для оценки взяты пары идеальных возлюбленных, названных при описании идеальных любовных отношений в мини-эссе. Идеальные пары были размещены в пространстве выделенных факторов. Наиболее близки респондентам родительская и прародительская пары: они выше других оцениваются по эмоциональной близости в отношениях. Субъективно самые близкие друг другу –возлюбленные в паре Элизабет Беннет и мистер Дарси. Наиболее эмоционально напряжены отношения у Ромео и Джульетты; от них респонденты субъективно дистанцируются. Наиболее полно реализованы бытийные смыслы любви в парах Красавица и Чудовище, Мастер и Маргарита, родители и прародители.
Автор сделала вывод: подтвердилась основная идея исследования, а именно: личностные смыслы любви у современных представителей юношеского возраста содержат мифологемы – символы любви, посредством которых репрезентируется субъективная картина любовных взаимоотношений. Мифологические компоненты в структуре личностных смыслов любви иносказательно выражают сущность происходящего в жизненном пространстве молодого человека и обозначают значимость происходящего для будущего посредством специального (символического) языка.
4. Ван Хаоюй. Факторный анализ структуры представлений о совести: кросскультурное исследование (с.417-420).
Опрошены три группы студентов от 17 до 28 лет: россияне, китайцы и китайцы, временно проживающие и обучающиеся в РФ. Использован опросник свойств и состояний совести (ОССС), разработанный В. Х. Манёровым. Предложено оценить своё согласие или несогласие с каждым суждением опросника по 7-балльной шкале. Суждения прокоррелированы по распределениям внутригрупповых отметок и соответствующие матрицы факторизованы по методу главных осей с последующим их вращением («нормализованный варимакс») для каждой из групп опрошенных.
По ответам россиян выделено пять факторов, интерпретированных по суждениям с максимальными проекциями. Это духовная совесть как помощник (13,6%), религиозность (13,0%), совесть как собеседник и охранительница (12,2%), совесть наказывающая, ищущая правду (10,8%), нравственность (7,9%).
По ответам китайцев выделено семь факторов. Это нравственность (11,2%), самоценность Я (10,2%), отвергаемая совесть (10,2%), не интерпретированный фактор (8,7%), материалистическая, прагматическая позиция (7,5%), советующая, наказывающая совесть (8,7%), особость современной совести (9,0%).
По ответам китайцев, живущих в России, выделено шесть факторов. Это обесцениваемая совесть (12,2%), принимаемая совесть (11,4%), совесть как охранительница (9,5%), прагматизм (9,2%), сниженная самооценка (8,6%), не интерпретированный фактор (6,5%).
Выделены общие и особенные черты в содержании факторов. Высказано предположение, что своеобразие факторной структуры представлений о совести у китайских студентов, проживающих в России, обнаруживает, скорее всего, адаптацию к иным социокультурным условиям посредством защитных механизмов нравственной природы, а не сближение с пониманием совести у россиян.
5. Трегубенко И. А. Психосемантическое пространство исторических и значимых биографических событий в диахроническом аспекте (с. 467-470).
Для определения «психосемантической структуры исторических событий и их положения в субъективном мире» автор использовал «модификацию репертуарных решёток Дж. Келли». Взятые конструкты – это «шкалы семантического дифференциала, разработанные (…) В. В. Нурковой (2000)». Взятые категории – это «жизненные ситуации и политические события России, а также ряд общих понятий, от[об]ражающих индивидуальный жизненный путь…». Испытуемые – 33 женщины и 17 мужчин от 22 до 30 лет. Испытуемые дважды «заполняли репертуарную решётку»: весной 2009 и весной 2012.
«Личностные конструкты … подвергнуты факторному анализу». В обоих исследованиях они «сгруппировались в два фактора». [Оба фактора – биполярные]. Автор обозначил первый фактор как «позитивная – негативная оценка жизненных ситуаций», а второй фактор – как «трудная ситуация – удовлетворяющая ситуация». «Психосемантическое пространство исторических событий и жизненного пути было получено путём определения координат событий – категорий в пространстве двух факторов (процедура FACOP)». [Конкретизированы четыре] поля:
«личностные ресурсы» – позитивные и приносящие удовлетворение переживания, события, фигуры родителей, Я, Родина, принятие Конституции 1993 г. «Здесь человек черпает силы для жизни, отдыхает, получает жизненную энергию»;
«позитивные и трудные события» – жизненный подъём, поступление в вуз, вступление в брак, свобода, включение в новую группу. Менее позитивны здесь Россия в настоящем, смена профессиональной деятельности, Россия в прошлом;
«негативные и опасные события» – страх, проблемы, путч 1991 года, финансовый кризис 1998 г. (с наибольшей опасностью). С «чуть меньшим риском» – поступок, за который мне стыдно; значимая потеря в жизни; разрыв отношений с близким человеком; потеря работы; понижение зарплаты;
«в центре системы координат», с неопределёнными оценками, – будущее России, выборы Путина В. В., мужчина, народ.
По результатам 2012 г. «второй фактор обладает бóльшей дисперсионной нагрузкой, чем в первом срезе. Можно предположить, что его роль в оценке ситуаций выросла». Произошли изменения в «событийном репертуаре» семантических групп.
В поле «личный ресурс» вошли вступление в брак, рождение ребёнка, свобода и принятие Конституции 1993 г. Кроме того, Родина сближается с матерью.
В поле «позитивные и рискованные события» сохранилось положение успеха, важного достижения в жизни, карьеры, лидера, жизни, смены профессиональной деятельности. Россия в прошлом стала позитивнее, Россия в настоящем «сближается с «полем страхов»».
В «пространстве страхов» сохранилось положение финансового кризиса 1998 г. и путча 1991 года, сюда переместился народ.
Выборы Путина сблизились с будущим России и сместились с центра в поле безопасных, но негативных событий. «Выборы Д. А. Медведева стали оцениваться как более несчастливые по сравнению с первым срезом».
6. Гребенникова Е. А. Исследование внутреннего мира украинских подростков в контексте экспериментальной психосемантики (с. 422-427).
Автор предлагает рассматривать внутренний мир подростка «в качестве содержательного, когнитивного образования психики, фиксирующего особенности восприятия подростком самого себя («образ Я»), других людей («образ Другого») и предметного мира («обобщённый образ предметного мира»). Автор считает, что «структура внутреннего мира (…) состоит из трёх элементов: 1) «образ Я» (формирующийся на основе самосознания); 2) «образ Другого» (формирующийся на основе общения человека с другими людьми); «обобщённый образ предметного мира» (формирующийся на основе деятельности)». Автор полагает также, что «в современной психологической науке главными методами выявления структурных и содержательных особенностей внутреннего мира выступают методы экспериментальной психосемантики». Поэтому подросткам 11-12, 13-15 и представителям раннего юношеского возраста 16-17 лет предложена методика СД – классический вариант семантического дифференциала Ч. Осгуда. Использованы по три конструкта для каждого элемента, с акцентом на био-, психо- и социальном аспектах «Я», «Другого» и «предметного мира», а также по одному конструкту для оценки каждого элемента в целом (для его «интегральной характеристики»).
Результаты оценок по шкалам СД прокоррелированы и факторизованы в каждой из трёх групп респондентов, и автор сделала выводы о структуре внутреннего мира у младших подростков. Доминирует «образ Я», представленный конструктами «моя внешность», «мой характер» и «мой социальный статус». На втором месте – «образ Другого», представленный конструктами «учитель» и «сверстник противоположного пола». На третьем месте – «обобщённый образ предметного мира»; он представлен конструктом «мир».
У старших подростков эта структура сохраняется. Дополняют её ценностно нагруженные конструкты: «воспитанность» и «честность». Менее стабилен «образ Я», меньше его позитивность по конструктам «мой характер», «мой социальный статус», «Я» в целом. Более субъективно значим и негативен «образ Другого» – по конструктам «взрослый», «учитель». Менее стабилен и более негативен обобщённый образ предметного мира» – по конструктам «профессия» и «семья».
В ранней юности, по сравнению с подростковым возрастом, так же доминирует «образ Я» – по конструктам «мой характер», «моя внешность». Ценностно нагруженный «образ Другого» – на втором месте, на третьем – «обобщённый образ предметного мира». Более стабилен «образ Я» (конструкт «мой характер»), более значим «образ Другого» (конструкт «взрослый»), менее позитивен «обобщённый образ предметного мира» (конструкт «профессия»).
7. Кокин А. Б., Васильева Е. Л. Значение педологических идей для развития социальной педагогики и профессиональной подготовки социальных педагогов (с. 211-214).
Авторы исходят из положения о том, что «социальная педагогика как наука (…) имеет комплексный, интегративный характер, а практическая профессиональная социально-педагогическая деятельность (…) предполагает (…) применение знаний и умений, аккумулирующих педагогические, психологические, психофизиологические, медицинские и другие начала».
Авторы говорят о научной и практической преемственности современной социальной педагогики и отечественной педологии 20-х – 30-х годов XX века. И авторы начинают своё сообщение с того, что дают определение педологии вслед за американцем О. Крисменом и цитируют фундаментальный труд основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» (1867): «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Далее авторы дают краткий очерк педологии и выделяют её достижения. В частности, формулируются важнейшие идеи, определяющие, в общем, подходы к изучению детства.
Это «необходимость получения целостного знания о ребёнке и его особенностях через согласованное применение, использование данных различных научных дисциплин, отказ от изучения ребёнка «по частям»».
Это «понимание ребёнка как существа развивающегося, необходимость учёта динамики и тенденций развития, иначе говоря, «генетический принцип»».
Это «невозможность изучения ребёнка (даже с точки зрения психологии, антропологии, физиологии) вне социального контекста, в котором живёт и развивается ребёнок, вне его быта, вообще вне общественной среды. То есть принцип неизбежности взаимодействия и взаимовлияния таких факторов формирования и развития, как природная наследственность и социальная среда».
Это «необходимость практической ориентации науки о ребёнке, необходимость перехода от чисто изучения и познания особенностей детского возраста к реальной педагогической практике. То есть необходимость организации целенаправленного процесса воспитания (на основе изучения особенностей наследственности и социума) для полноценного развития и формирования личности ребёнка».
Делается «вывод о значимости педологических идей для развития социально-педагогической теории и практики». В том числе – для разносторонней («разно научной») «профессиональной подготовки социальных педагогов». Авторы предполагают: может быть, «следует говорить о «педологической» подготовке, а в итоге о «педологической компетентности» социального педагога?..».
8. Панов В. И., Хисамбеев Ш. Р. Влияние дополнительного образования на развитие внимания [у] младших подростков (с. 342-351).
Проведена психодиагностика развития внимания у учащихся 12-13 лет в двух группах: у учащихся Центра развития творчества детей и юношества «Радужный» (40 человек, воспитанники изостудии и студии флористики) и у школьников средних общеобразовательных школ г. Москвы, не получающих дополнительного образования (48 человек). Использована батарея бланковых заданий: 1) таблица Шульте (на распределение внимания); 2) цветные изображения пейзажей и цветов со скрытыми в них фигурой человека, трёх профилей и чёрно-белой наложенной фигуры ласточки (на концентрацию внимания); 3) два повторяющихся изображения одной основной фигуры с различиями в деталях – фигура клоуна и фигура кота. Задание – найти и назвать две одинаковые фигуры (на избирательность внимания); 4) исключение лишней фигуры (на переключение внимания). (с.348).
Результаты: учащиеся ЦРТ тратят на выполнение всех заданий меньше времени; вероятность ошибок у них (при выполнении задания 4) – менее 5% (у школьников – 56-60%).
Из выводов:
- перцептивная субъектность у учащихся ЦРТ больше, чем у школьников. Первые выполняли задания быстрее, значительно реже ошибались, проявили бóльшую мотивацию;
- «основной причиной этого является трансляция педагогами дополнительного образования навыка быть субъектом восприятия образца деятельности»;
- «занятия в изостудии и студии флористики систематически способствуют развитию внимания как избирательной направленности и сосредоточен[н]ости сознания на воспринимаемом образце».
В общем, образовательная среда дополнительного образования и удовлетворяет образовательный запрос учащихся (и их родителей), и обеспечивает развитие внимания. А «система экопсихологических взаимодействий в учреждении дополнительного образования оказывает влияние на когнитивное и метакогнитивное развитие младших подростков».
9. Губин В. А., Смагин О. В. Прогнозирование успешности подготовки специалистов среднего звена (техников) для кораблей ВМФ на основе оценки профессионально значимых качеств в структуре внутреннего мира личности (с. 433-437).
Авторы исходят из того, что «выявление и оценка качеств, необходимых для успешного овладения военно-учётной спецальностью и выполнения должностных обязанностей, происходит посредством проведения профессионального психологического отбора на этапе зачисления на обучение в военно-морские учебные заведения на факультеты средней военно-специальной подготовки». В связи с этим актуален «вопрос о разработке методики прогнозирования успешности учебно-профессиональной деятельности курсантов среднего профессионального образования». (…).
Обследованы 333 курсанта факультета средней военно-специальной подготовки., 18-20 лет, «в ходе вступительных испытаний по профессиональному психологическому отбору кандидатов на обучение среди абитуриентов». Использован следующий диагностический инструментарий: 16-факторный личностный опросник Кэттелла (16-ФЛО); опросник структуры темперамента В. М. Русалова (ОСТ); опросник военно-профессиональной мотивации (ВПМ); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) и методика исследования особенностей мышления (КР-3-85).
На первом этапе исследования выявлены ведущие профессионально значимые качества, наиболее коррелирующие с показателем «успешность» и наиболее влияющие «на успешность учебно-профессиональной деятельности курсантов среднего профессионального образования радиоэлектронных специальностей». В числе таких качеств: правильность понимания роли армии в современном государстве и обществе (r=0,36); направленность на социально-позитивные виды деятельности (r=0,30); направленность на военную службу (r=0,29); стремление к умственному и физическому труду (r=0,28); стремление приобрести определённую военную специальность (r=0,25); соответствие влечений психической норме (r=0,20); стремление к достижениям (r=0,19).
К ведущим профессионально значимым качествам, характеризующим психические процессы, отнесены: аналитико-синтетические способности (r=0,32); «способность к умозаключениям, выявлению логичности рассуждений (r=0,27); высокие речедвигательные характеристики (r=0,25); образное мышление (r=0,22); вербальная память (r=0,22); пространственное мышление (r=0,19)».
На втором этапе исследования проведён корреляционный и факторный анализ [материалов по] группе «успешных» курсантов. 48 исходных измерений были описаны пятью факторами («латентными переменными»), объясняющими 59% от общей дисперсии. Фактор 1 – «адаптивность», фактор 2 – «интеллектуальные способности», фактор 3 – «моральные качества», фактор 4 – «самостоятельность», фактор 5 – «социальная активность».
Баллы [ – т.е. шкальные отметки – ] были стандартизованы [ – т.е. нормализованы – ], а затем был проведён регрессионный анализ. Учтены переменные, имеющие значимые корреляции с «успешностью», входящие в факторы «интеллектуальные способности», «самостоятельность» и «социальная активность». Учтены также индивидуально-психологические показатели без корреляций с «успешностью», но с большими нагрузками факторов «адаптивность» и «моральные качества». В уравнение регрессии вошли: адаптивные способности (МЛО-АМ, показатель 2), высокие речедвигательные характеристики (ОСТ, показатель 6), правильность понимания роли армии в современном государстве и обществе (ВПМ, показатель 1), направленность на социально-позитивные виды деятельности (ВПМ, показатель 2), соответствие влечений психической норме (ВПМ, показатель 7), способность к умозаключениям (КР-3-85, показатель 9).
Показателем точности прогноза стало отношение количества оправдавшихся прогнозов к общему количеству оценок успешности. «Точность прогноза «успешности» специалиста по разработанному алгоритму составила более 74,5%».
Вывод: результаты «проведённого исследования помогают составить «психологический портрет», а также построить математические модели успешных в учебно-профессиональной деятельности курсантов среднего профессионального образования радиоэлектронных специальностей…». А это «позволяет совершенствовать (…) профессиональный психологический отбор кандидатов на факультет средней военно-специальной подготовки».
ВЫВОДЫ
Закончите следующие высказывания, оформив их в виде одного или нескольких предложений. На все выводы выделяется до 7 мин.
«1) Масштаб психологического исследования …» (Что о нём можно сказать, обобщая?).
«2) Актуальные проблемы психологического исследования …» (Что о них можно сказать, обобщая?).
«3) Объективное значение работы на этом ПЗ …» (Что Вы можете о нём сказать?).
«4) Субъективный смысл для меня этой работы …» (В чём?).
_______________________________