Наглядные средства обучения по природоведению
Натуральные и предметные
Искусственные и изобразительные
Живые объекты природы
Фиксированные объекты живой природы
Объекты неживой природы
Объемные
Плоскостные
Почва, минералы, горные породы, полезные ископаемые, удобрения |
Комнатные, полевые, овощные, декоративные, пло» дово-ягодные и другие растения; животные уголка живой природы
Гербарии, чуче. ла, влажные препараты, коллекции плодов семян, насекомых, наборы засушенных органов растений и животных, биогруппы
Модели цветков, сердца, торса, глобуса; приборы: компас, термометр; муляжи плодов, семян, корне плодов; реконструкции; аппликации
Динамические (эк-ранно-звуковые), учеб-ные фильмы, диафильмы, грамзаписи, учебные телепередачи
Статические картины, таблицы, диаграммы, слайды, диапозитивы, схемы, карты, портреты и т. д.
К вспомогательному оборудованию и ТСО относятся нагревательные приборы, пробирки, экскурсионное оборудование, кинопроектор, магнитофон кодоскоп и др.
теорию наглядности и дал характеристику ее значения для приобретения учащимися знаний.
К. Д. Ушинский указывал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.—М., 1977.—Т. 2.—С. 290).
Польза наглядного обучения, как утверждал К. Д. Ушинский, состоит в том, что ученик приучается находить связи между словом и предметом (вещью). В своих классических работах о значении наглядных средств обучения он показал, что использование наглядных пособий приучает ребенка связывать слово с восприятием опыта, на основе чего формируются представления о форме, окраске, размерах, звуках и т. д.
В процессе развития природоведения как учебного предмета совершенствовались на наглядные средства обучения, постоянно обогащались формы и приемы их использования. Впервые применение наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию было рекомендовано в 1786 г. В. Ф. Зуевым. Во второй половине XIX века А. Я. Герд писал в статьях об изучении неорганического мира, что при ознакомлении детей со строением Земли и ее оболочками, при изучении различных объектов и тел природы необходимо широко использовать сами объекты природы, благодаря чему развивается самостоятельность и самодеятельность детей, их способность к наблюдению.
О значении наглядности и ее роли в обучении уделялось внимание в работах Л. С. Севрука (1867—1918), И. И. Трояновского (1849—1934), Б. Е. Райкова (1880—1966), В. Ю. Улья-нинского (1876—1945), С. А. Павловича (1884—1966) и др.
Специальные исследования в области психологии, дидактики и методики преподавания, а также истории педагогики позволили установить, что наглядность при обучении природоведению представлена большим многообразием объектов неживой и живой природы, различными плакатами и иллюстрациями, приборами, экранно-звуковыми средствами, оборудованием. Все это является учебно-материальной базой природоведения, которая включает в себя кабинет по природоведению, уголок живой природы, учебно-опытный участок с географической площадкой. Многообразие наглядных средств обучения по природоведению сгруппировано по дидактическим целям и содержанию.