Помощь в школьной повседневности
Кристоф Вихерт
Благодаря множеству причин профессия учителя больше не является легкой. Это причины, обусловленные обществом (нехватка времени, сложные жизненные обстоятельства, организационные проблемы школьного организма, высокие требования, высокие профессиональные ожидания, социальное взаимодействие, (слишком) малое количество денег и т.д.), и причины, связанные с личной жизнью. Как можно здесь помочь себе? На что можно положиться, на что опереться? Ниже кратко обрисованы основные качества и личный опыт:
Умение обращаться с воспоминаниями
Не задумываясь долго, вспомните что-то из собственного школьного возраста. Что бы ни вспомнилось, наверняка эти воспоминания можно снова вызвать, они не требуют долгих размышлений или же глубоких погружений в прошлое. Они лежат на поверхности сознания, где-то близко. Является ли основной тон этих воспоминаний солнечным, или же очень неприятные воспоминания были вытеснены? Важно осознать свою собственную душевную цветовую гамму в этом отношении. Воспоминания глубинным образом связаны с нашим Я, душевная часть, в свою очередь, определяет качество жизни. Важно осознать в том числе и имеющиеся в этом отношении пессимистические тенденции, чтобы учиться их преодолевать.
Чарльз Диккенс неподражаемым и прекрасным образом отразил этот факт в последнем из своих рождественских хоралов. Как известно, он написал четыре таких «гимна», и в то время как первый из них стал всемирно известным, остальные три остались практически неизвестными. Последняя песня «The haunted man», самая красивая. В ней описывается, как дух–искуситель забирает у человека тяжелые воспоминания из его детства из «благих» побуждений. Но из-за исчезновения этой сокровищницы воспоминаний происходят совершенно чудовищные изменения характера этого человека. По счастью, это рождественская история, и в один прекрасный момент все снова становится хорошо благодаря любви девушки. Итог: «God, keep my memory green!» (Боже, пусть моя память всегда будет свежа!).
Отношения с классом
Как мне относиться к классу, как себя вести? Доволен ли я и нахожусь в гармонии с самим собой и с миром, когда ученики делают именно то, что я говорю, хочу или намереваюсь? Могу ли я вынести то, что дети как раз не делают того, что я хочу, могу ли я сохранять равновесие, когда ученики проявляют свою невоспитанность, невнимание и т.п.? Могу ли я сохранять душевный настрой, когда вокруг меня происходит совершенно не то, что я хотел и на что надеялся? Как часто я срываюсь? Осознаю ли я это, или же я нахожусь в таком состоянии, что практически этого не замечаю?
Тот, кто доволен лишь тогда, когда ученики ведут себя «примерно», всегда находится в напряжении. Как долго это продлится? Тот, кто привык к подобному положению дел, подвергается опасности волевого подавления своих учеников. В таком классе присутствует скрытое напряжение, даже когда внешне все выглядит просто прекрасно. Часто можно наблюдать, что руководимые таким образом классы очень сильно «расслабляются» на уроках учителей–предметников, что опять же приводит к проблемам. Первое, чему должен научиться молодой учитель, это солнечному настрою, который способен оставаться солнечным совершенно независимо от ситуации в классе. «Примерность» и «послушание» сами по себе не являются самоцелью!
Пример: Учительница в пятом классе сделала все, чтобы объяснить детям определенную грамматическую тему. Но дети ее просто не понимают. Они хотят, стараются, но, к сожалению, не могут эту тему понять. Учительница практически в отчаянии из-за возникшей ситуации. Она решает на скорую руку сменить тему и с радостью (!) позволяет детям забыть о грамматике, надеясь, что во время следующей эпохи они попробуют понять эту тему еще раз. Это решение, возможно, не является рациональным, зато оно смелое. Оно позволяет сохранить радостный настрой, и кто знает, что принесет с собой следующая эпоха. Мы знаем, что нет смысла морально нагружать учеников из-за того, что они что-то не понимают.
Еще один пример из седьмого класса: снова грамматика, речь идет о сложных предложениях. Группа девочек «решила», что они не хотят в них разбираться. («Зачем нам этому учиться?»). Если действовать неосторожно, подобная ситуация легко перерастает в напряженное противостояние или же ведет к суждению о том, что эти девочки глупы. Но можно, договорившись с родителями, сказать, что мы после уроков будем пять раз пить чай в уютной атмосфере и при этом попробуем посмотреть, не удастся ли нам все-таки с этим справиться. И удивительно, в расслабленной атмосфере после уроков все получается как бы само собой, все становится понятным и превращается в умение. Единственная проблема заключается в том, что после пяти подобных «чаепитий» они не хотят лишаться этой привилегии.
Когда ученики не могут что-то освоить, совершенно нормальной реакцией учителя является возникновение нервозности. Нужно просто заранее осознавать эту опасность и не допускать того, чтобы это душевное настроение возникало. Не смотря ни на что, скрытое давление мысли «дети не умеют того, чего я хотел бы, чтобы они умели» является реальной опасностью для настроения на уроке. Поэтому будьте готовы к этому!
Это вроде бы мелочи. Но в этих мелочах урока живет многое, связанное со здоровьем класса и здоровьем учителя.
О наказаниях
То, как учитель использует наказания, вносит очень многое в здоровый климат класса. То, как мы используем наказания является очень важным свидетельством того, как мы присутствуем в классе, как мы живем с данностями класса. Как известно, невоспитанность детей легко будит в нас дурное настроение. Это первая ловушка, в которую очень легко попасться учителю.
Действие, достойное порицания, не должно душевно затрагивать учителя, он должен оставаться свободным от него. Это легко сказать, но сложно сделать.
Затем следует непременно придерживаться данного Штайнером базового принципа: следует осуждать действие, а не деятеля (ведь это же дети). Ведь именно обучение на собственных ошибках является наиболее человеческой формой обучения. Здесь начинаются самостоятельные действия. Ученик переживает неправильное поведение или неспособность (и то и другое для него может быть травматично). Дух противоречия и/или стыд возникают у него внутри. И замечательно, если именно в этот момент ему встречается учитель, который поможет извлечь из этой ситуации наилучшее, чему-то научиться благодаря ей, о чем потом ученик будет вспоминать с благодарностью, как о чем-то, что он сам понял, сделал, научился. В этом заключается центральная задача учителя. Ошибки нужны, чтобы на них учиться. «Наказания» как раз и должны сделать процесс обучения возможным, они не должны быть «Наказаниями», они должны способствовать преображению, развитию, образованию способностей. Поэтому решающее значение имеет то, чтобы в качестве искупления за безобразия и дерзости учитель при всякой возможности назначал нечто оригинальное. Оригинальное действует словно высвобождение. Оно способствует оживлению класса, помогая избежать шаблонов, таких как переписывание, оставление после уроков или отправление вон из класса. Это та область, в которой можно непосредственным образом проверить свою фантазию. Пример:
Пятый класс заразился «инфекцией жевательных резинок». Учитель задумался, что ему делать. Он углубляется в само явление и находит следующее решение. Тот, кто жует резинку, возбуждает во рту все, что необходимо для восприятия пищи. Начинается слюноотделение, не только во рту, но и в желудке начинается выделение секреции, которое подготавливают организм к ожидаемому приему пищи, но пища не приходит. И тогда он рассказывает своим ученикам следующее: «Дорогие дети, послушайте. Представьте себе, вы ждете к себе в гости друга или подругу. Вы не только хотите вместе поиграть, но и после игры друг может остаться с вами и покушать. Ваша мама готовит что-то очень вкусное. Она готовит с большой любовью. Все готово для приема гостя. И вдруг происходит следующее. Друг или подруга просто не приходит. Не звонит, ничего не сообщает. Просто не приходит. Как вы себя чувствуете тогда? Возникает некоторая пустота, ощущение обмана. Так вот, то же самое чувствует ваш желудок, когда вы жуете резинку». Не важно, прекратится ли после этого «жевательная инфекция». Совершенное вами действие раскрыло истинную моральную ситуацию. В данном случае жевательная эпидемия продолжалась.
Тогда учитель всмотрелся в упаковку от жевательной резинки, на которой под словом «состав» стоял немалый список латинских слов, используемых в химии, и тогда его снова осенило. Он сказал ученикам, что того, кого я поймаю на уроке, жующим резинку, тот должен на следующий день наизусть рассказать все, что написано на упаковке. И после этого он прочитал вслух все то, что там действительно было написано. И это помогло.
Еще один пример. Десятиклассник (естественно, мальчик) совершенно невозможным образом кривлялся на уроке эвритмии. У учительницы лопнуло терпение, и она сказала ему «знаете ли Вы, как сложно преподавать эвритмию? На следующем уроке вы возьмете на себя ровно половину занятия. Вы будете преподавать эвритмию, ровно 25 минут!». Это был совершенно потрясающий, незабываемый урок эвритмии. И с тех пор ученик с удовольствием занимался. Раскрытие недостойного поступка может привести к развитию ученика или класса, к качественному прорыву. Но лишь в том случае, если учитель сохранит хладнокровие. Пример. Учитель узнает, что ученик несколько раз взял что-то из соседнего магазина. Учитель отводит данного ученика в сторону и спрашивает его об этом. После некоторых колебаний тот сознается. Учитель идет в магазин и разговаривает с владельцем. Они приходят к соглашению, что этот мальчик должен в течение нескольких дней помогать в магазине после уроков. Он это делает, преодолев свой стыд, и через некоторое время между «грешником» и владельцем магазина возникают дружественные отношения («я тоже был когда-то молодым»). Часто оказывается, что в подобных случаях необходима спокойная, описывающая лишь факты беседа с родителями, для того, чтобы излишне не угнетать ребенка.