Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят дети в ходе занятия.
Технологическая карта музыкального занятия
В соответствии с ФГОС ДО
Организационная информация.
Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе.
Тема «Весёлое путешествие».
Автор занятия:Чуприна Анжелика Николаевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Образовательное учреждение:ГБОУ г. Москвы Гимназия № 491 «Марьино».
Описание занятия.
Тип занятия -тематическое занятие с элементами логоритмики.
Время реализации занятия -30 минут
Цель занятия: Развитие у старших дошкольников музыкально - творческих способностей посредством использования логоритмических игр.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Образовательная область «Познание».
§ реализовать познавательную активность, индивидуальные возможности ребёнка через практические виды деятельности.
2. Образовательная область «Коммуникация».
§ формировать доброжелательные отношения между детьми;
§ расширять словарь эмоций и настроений.
3. Образовательная область «Музыка».
§ углублять представления об элементарных средствах музыкальной выразительности: поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки в мелодии, звуки долгие и короткие, ритм, темп.
II. Развивающие задачи:
1. Образовательная область «Познание».
§ развивать фонематический слух;
§ развивать слуховое внимание;
§ развивать память и навык понимания смысла предлагаемых заданий.
4. Образовательная область «Коммуникация».
§ развивать выдержку и навыки сотрудничества;
§ развивать умение координировать движения с речью.
5. Образовательная область «Музыка».
§ развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; умение соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх;
§ совершенствовать технику выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь лёгкости, точности, выразительности;
§ развивать музыкальное мышление и память ребёнка;
§ развивать певческие навыки.
III. Воспитательные задачи:
1. Образовательная область «Музыка».
· воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;
· воспитывать чувства сопереживания музыкальным образам, настроениям, чувствам;
· воспитывать эстетические чувства при восприятии инструментальной музыки.
2. Образовательная область «Коммуникация».
· формировать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
· формировать навык самооценки.
Планируемые результаты.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят дети в ходе занятия.
Предметные:
- вызвать интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;
- воплотить музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- продолжить работу над чистотой интонирования мелодии.
Личностные:
- совершенствовать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- побудить к сопереживанию чувствам других людей.
Метапредметные:
- вызвать интерес к данной образовательной деятельности,
- заинтересовать совместной деятельностью с педагогом и сверстниками;
- вызвать позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий.
Данный компонент направлен на формирование следующих предпосылок УУД:
Познавательных:
-расширение кругозора дошкольников;
- формирование умения делать выводы в результате совместной работы;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями.
Личностных:
- умение осознавать свои возможности, соотносить поступки с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки.
Регулятивных:
-учиться работать по предложенному педагогом сценарию,
- развивать способность к самоконтролю;
- принимать образовательную или творческую задачу;
- осознавать и управлять своими эмоциями;
-уметь удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
Коммуникативных:
-слушать и понимать речь других;
- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
- развивать умение сотрудничества со сверстниками в движениях;
Дидактическая структура занятия.
Фронтальное музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе «Весёлое путешествие» длительностью 30 минут.
Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.
Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Музыкальное приветствие.
II. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ.
§ Коммуникативная (приветственная) игра «Здравствуй, солнце ясное!».
ü Создание положительного эмоционального настроя на работу.
ü Овладение детьми начальными навыками культуры общения – разными формами приветствия.
ü Развитие умения координировать движения с речью, создание эмоции радости.
III. ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
§ Музыкально-ритмические движения. Упражнение «Весёлые путешественники».
ü Развитие способности выполнять движения ритмично и слаженно в соответствии с направлением и темпом, задаваемыми педагогом.
2. Поисковый этап.
§ Речевое упражнение «Я хочу построить дом».
ü Стимулирование самостоятельного поиска образных движений в соответствии
с текстом.
§ Упражнение с лентами «Бабочки летают».
ü Развитие воображения, умения реагировать на смену частей музыки.
ü Развитие умения бегать легко в соответствии с подвижным характером музыки и её образным содержанием.
ü Формирование умения ориентироваться в пространстве и двигаться поочерёдно небольшими группами.
§ Распевание и артикуляционные упражнения: «Эхо», «Качели», «Динь-дон».
ü Формирование звуковысотного слуха.
ü Закрепление теоретических понятий: поступенное движение мелодии вверх и вниз, звуки высокие и низкие.
ü Формирование правильной артикуляции, акцентируя внимание на гласных звуках: а, у, э, и.
ü Развивать умение исполнять попевку в быстром темпе, используя приём скороговорки.
§ Пальчиковая игра «В гости к тётушке Разыгра».
ü Практическое применение образных движений для активизации артикуляционной и мелкой пальчиковой моторики.
ü Развитие навыка ритмичного и синхронного исполнения движений в сочетании с чётким проговариванием текста.
§ Танец – игра «Ищи!».
ü Развитие умения детей согласовывать движения с характером музыкального произведения.
ü Закрепление умения строиться парами по кругу, сохраняя нужную дистанцию, находить свое место при перестроениях.
ü Совершенствование навыка выполнения бокового галопа.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
ü Совместное подведение итогов, оценка деятельности детей.
В работе с детьми преобладали игровые и практические методы в сочетании со словесными. Использовались специфические методы музыкального образования: моделирование художественно-творческого процесса, активизация творческих проявлений ребёнка, пластическое интонирование. Продумывалось чередование видов музыкальной деятельности для снижения утомляемости детей.
В результате совместных действий музыкального руководителя и дошкольников формировались предпосылки к различным ключевым компетентностям:
ü учебно-познавательная – владение приёмами действий в нестандартной ситуации;
ü коммуникативная – развитие выдержки и навыков сотрудничества, побуждение к социальным контактам;
ü предметная – мотивационно-творческая активность, направленная на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Дополнительная информация.
Список учебной и дополнительной литературы.
1. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
2. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»
4. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2006
5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
6. Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
7. Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ» - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы.
ü Метод моделирования художественно-творческого процесса.
ü Метод пластического интонирования.
ü Элементы логопедической ритмики.
ü Игровой метод.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы.
ü http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/30/ispolzovanie-logoritmiki-na-muzykalnykh
ü http://melody24.net/artist/videos/
ü http://festival.1september.ru/articles/656790/
ü http://alakschool.ucoz.ru/docs/teremok/logoritmika_na_muzykalnykh_zanjatijakh.pdf
ü http://www.maam.ru/detskijsad/logoritmika-na-muzykalnyh-zanjatijah.html