Размышляем вместе с взрослыми. Можно ли оградить себя и свою семью от стрессов и опасностей, которыми изобилует наша повседневная жизнь?
Можно ли оградить себя и свою семью от стрессов и опасностей, которыми изобилует наша повседневная жизнь? Оградить – вряд ли, а вот противостоять или, точнее, подготовить себя и особенно детей к действиям в нештатной ситуации, иными словами – обезопасить, не только можно, но и необходимо. Одним из составляющих фактора безопасности является формирование уверенности и защищенности ребенка (психологическая безопасность). Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в каждом конкретном случае.
Следует помнить, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт и знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у дошкольника элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.
О чем рассказать ребенку
– Все люди разные по цвету кожи, волос и глаз, по росту и по строению фигуры. Но все они в различных ситуациях испытывают чувства радости, удивления, злости или печали.
Слышал ли ты такие слова: «чувства», «эмоции»? Чувства человека проявляются в эмоциях. Представь, что тебе очень радостно. Что может тебя порадовать? Расскажи, как ты проявляешь чувство радости.
Расскажи, что может вызвать у тебя удивление, печаль, грусть. Объясни, как ты догадываешься, что за чувство испытываешь: гнев, печаль или радость.
А теперь подумай и ответь: как можно догадаться о чувствах, которые испытывает человек? Расскажи, как меняется положение губ и бровей при разных эмоциональных состояниях.
Задание
– Возьми карандаши и нарисуй своих любимых сказочных героев, а потом расскажи, какие они. Подумай, что могло бы их огорчить или обрадовать.
Раздел «Бережем свое здоровье»
Тема «Как устроен мой организм»
Размышляем вместе с взрослыми
У взрослых может возникнуть вопрос: «Нужно ли рассказывать ребенку-дошкольнику о том, как устроен его организм?» Конечно же, не следует читать курс по анатомии, но дать ребенку первоначальные представления об устройстве организма необходимо для того, чтобы научить его осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену.
В доступной форме, используя иллюстрации, познакомьте ребенка с тем, как устроено тело человека. В зависимости от интересов и темпов развития ребенка, в беседе по этой сложной теме можно сообщить ему самые общие сведения или более полную информацию. Главное – не усвоение ребенком формальных знаний, а формирование умения прислушиваться к своему организму, чувствовать его работу.
О чем рассказать ребенку
– Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.
У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека – длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями – для лучшей опоры.
Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, – сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.
Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)
Сердце трудится не переставая как мотор или насос, перегоняя кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов – трубочек, по ним кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, его телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.
Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А как оно бьется после сна?
Сердце – очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.
Вопросы и задания
– Почему руки называют первыми помощниками человека?
– Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?
– От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?
– Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть.(Мыть руки, умываться и чистить зубы, содержать свои вещи в чистоте и др.)
– Нарисуй и раскрась сердце.
Игры
Настольно-печатные игры: «Предметы гигиены», «Гигиена и здоровье», «Пирамида здоровья».
Тема «Соблюдаем режим дня»