Номер текста, Название текста
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Филологический факультет
Кафедра литературы
ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации
Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов филологического факультета / Сост. А.Х. Гольденберг. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. - 9 с.
Составитель: А.Х. Гольденберг, доктор
филологических наук, профессор кафедры литературы
Волгоград 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Пояснительная записка……………………………………………………..
Содержание практики……………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Пояснительная записка
Русский фольклор – наука об устном народном поэтическом творчестве русского народа – является обязательной учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителя-словесника.
Изучение фольклора играет важную роль в понимании исторических корней словесного искусства, его образной системы, жанровых традиций и национальной специфики. Без знания фольклора невозможно изучение поэтики русской литературы, усвоение теории и истории словесного творчества. Практические знания и навыки собирания фольклора необходимы будущему учителю-словеснику для успешной педагогической деятельности в условиях утраты подлинных традиций народной культуры и возрастающего влияния на учащихся различных форм массовой культуры, нередко выступающих под маской фольклорных. Собирание фольклора родного края может стать основой совместной деятельности учителя и его учеников по изучению и сохранению местных культурных традиций, воспитанию чувства патриотизма.
Фольклорная практика завершает изучение курса «Фольклор». Она проводится летом после окончания 1-го курса. Продолжительность практики для студентов стационара – 2 недели, ОЗО – 1 неделя. По итогам практики ставится зачет с оценкой.
Задачи практики:
учебная – углубление и расширение знаний об устном народном творчестве;
профессиональная – приобретение навыков собирательской работы, умение оценивать и систематизировать собранный материал с точки зрения будущей профессии;
научная – обследование фольклорного репертуара определенной местности, развитие у студентов интереса к научно- исследовательской работе по изучению традиций народной культуры, современных форм бытования фольклора.
Фольклорная практика является не только продолжением учебного процесса в полевых условиях. Она призвана сыграть важную роль в изучении студентами бытования различных жанров устного народного творчества, как традиционных, так и современных. Практика позволяет увидеть фольклорные тексты в органичной для них культурно-бытовой среде и оценить их как явления народной культуры.
В процессе прохождения практики студенты должны непосредственно познакомиться с фольклорным богатством родного края, услышать живое исполнение песенных и прозаических произведений устного народного творчества, закрепить знания по классификации и анализу фольклорных текстов, приобретенные ими на занятиях по основному курсу. Практика также является подготовкой студентов к краеведческой работе в школе, обогащает их новыми жизненными впечатлениями, опытом общения с людьми.
Содержание практики
Проведение практики предполагает три этапа работы: подготовительный, полевой и заключительный.
Подготовительный этап
Подготовка к практике осуществляется в процессе изучения курса «Фольклор» в первом семестре и во время специальных занятий, проводимых руководителями практики перед выездом на практику или во время нее. Особое внимание студентов обращается на специфику отдельных фольклорных жанров и выработку умения давать верные жанровые определения. В планах семинарских занятий предусмотрены вопросы и практические задания по анализу конкретных фольклорных текстов с точки зрения их жанрового своеобразия. При составлении словаря терминов по фольклору от студентов требуется давать предельно точные определения жанров, выделяя их основные жанровые признаки.
В лекционном курсе предусмотрена тема «Основные принципы работы фольклориста-собирателя». В рамках ее изучения формулируются основные принципы научного собирания фольклора,
излагается методика собирательской работы. Студентам рекомендуется сделать пробные записи фольклорных текстов, используя в качестве информантов родных, соседей, знакомых и т.д.
В ходе подготовки к практике студенты должны познакомиться с вопросниками, методическими пособиями, потренироваться в ручной и магнитофонной записи устных текстов, внимательно изучить правила оформления записанных материалов.
Полевой этап
Практика может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной. В первом случае ее программу определяет руководитель группы, во втором – студент получает индивидуальное задание, в котором учитываются специфика местности, степень изученности фольклорного репертуара данного района, условия собирания. Однако принципы собирательской работы остаются едиными для любой формы практики.
Запись фольклора можно производить везде: в селе, в городе, в своем районе, во дворе своего дома, в летнем детском или молодежном лагере, в детском саду или школе. Информантами (исполнителями и знатоками фольклорных текстов) могут быть люди любого возраста.
Общие принципы собирательской работы
I. Сбор информации до записи.
Сразу после приезда на место руководитель группы должен представиться местным властям и объяснить цели и задачи фольклорной практики. По возможности необходимо получить от них первичную информацию об известных исполнителях и знатоках фольклорных произведений. В это же время студенты методом народного опроса выявляют потенциальных информантов. Большую помощь в этом им могут оказать учителя и учащиеся местной школы, работники культуры.
При сборе информации необходимо выяснить следующие вопросы:
- кто известен здесь как песельник или песельница;
- какие песенные группы существуют в населенном пункте;
- кто любит петь на свадьбах;
- кто хорошо знает свадебный обряд (есть ли профессиональные свахи);
- кто исполняет роль ряженых на свадьбах или других праздниках;
- кто из старожилов хорошо знает историю населенного пункта, местные предания и легенды;
- есть ли здесь известные частушечники или частушечницы;
- есть ли музыканты-участники обрядовых действий (гармонист, балалаечник, гитарист);
- существуют ли местные (отличные от официальных) названия улиц, рощ, лесов, оврагов, болот, озер и т.д.
II. Сбор информации во время записи.
Во время записи необходимо спрашивать исполнителей о других знатоках данного жанра или текста, живущих в данной местности, об известных исполнителях, которых уже нет в живых и от которых был воспринят записанный сегодня репертуар.
III. Этика собирательской работы.
- уважительное отношение к каждому информанту;
- необходимое условие работы – установить с ним доверительные отношения;
- терпеливо и доступно объяснять цели и задачи своей работы, избегать давления, стремления получить результат любой ценой;
- выбирать для беседы и записи время, свободное от хозяйственных дел, наиболее удобное не для собирателя, а для информанта;
- не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителя;
- не превращать разговор с информантом в протокольный опрос, найти индивидуальный подход к нему, стимулирующий желание рассказать о себе, о своей жизни, о роли в ней фольклора.
IV. Принципы и правила записи фольклорных текстов.
1. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.
2. Запись должна производиться только в момент исполнения, а не по памяти.
3. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.
4. Запись должна быть точной, слово в слово, включая частицы и междометия.
5. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения.
6. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.
7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.
8. Каждый текст необходимо паспортизировать.
V. Правила оформления текстов после записи.
1. Черновые записи с голоса и сведения об исполнителях делаются в тетради №1 «Полевой дневник». При расшифровке записей все черновые записи сводятся в один текст.
2. Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется). Полевой дневник вкладывается в тетрадь №2.
3. Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет». Записи в ней, в отличие от тетради №1, производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 - на ОЗО.
4. К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:
- как исполнитель сам определяет жанр произведения;
- от кого и где перенял;
- когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется
произведение;
- записано как воспоминание или активно бытует.
5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:
Фамилия, имя, отчество исполнителя. Иванов Петр Сергеевич
Год рождения. 1947
Образование (если нет, умеет ли читать и писать) Среднее
Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист
Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).
Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.
Дата записи (число, месяц, год). 10 августа 2015 г.
Фамилия, имя, отчество собирателя. Петрова Мария Ивановна
Примечание
Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7.
Заключительный этап.
1. На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике. Он представляет собой тетрадь №2 с пронумерованными листами, в которой все переписанные набело тексты, независимо от объема, имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа!
2. После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.
Примеры заполнения таблиц.
Таблица 1.
Жанр !! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей
Частушка !! 3-8, 12-15, 27 !! 2-4, 8, 14 !! 3
Анекдот !! 9, 22 !! 6, 12 !! 2
Таблица 2.
ФИО исполнителя!! Жанры !!№№ текстов!! №№ страниц
Петрова С.И. !! лирическая необрядовая!!
!!песня, частушка, быличка!! 2,3, 16, 21!! 2, 9, 20!!
3. После заполнения таблиц составляется текстовой отчет, в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.
4. В конце тетради «Беловой отчет» составляется еесодержание (оглавление): номер текста по порядку расположения, его жанр и название (если нет, то по первой строчке), страница.
5. К беловому отчету прилагается картотека. Студент производит картографирование каждой записи по жанрово-сюжетному принципу.
Жанрово-сюжетная карточка
Год записи Жанр
Номер текста, Название текста
Номер и страница тетради Содержание текста
Ф.И.О. исполнителя,
его возраст, Полный текст для малых жанров и
образование, частушек.
профессия. Первые строки с последующим
Место записи кратким пересказом и приведением цитат
Дата записи для остальных песенных жанров.
Ф.И.О. собирателя Пересказ сюжета для прозаических
жанров
Комментарии исполнителя (если есть)
Правила называния текстов
Песни, частушки - по первой строке (если текст известен под устойчивым названием, указать его в скобках, например, «Пчелочка златая, что же ты жужжишь» («Пчелка»).
Обряды- «Рассказ о свадебном обряде с выделением отдельных обрядов» или, например, «Рассказ о гаданиях и приметах».
Проза -
Сказки. Записать название, данное информатором.
Былички. По имени сверхъестественного персонажа (например: Про
Лешего.).
Предания. По имени главных действующих лиц (О Степане Разине), топонимические (О названии села Масловка) и т.д.
Легенды. По главному персонажу или событию (О явлении Богородицы).
Анекдоты. По сюжету и главным героям (Чукча и самолет. Про Вовочку. Штирлиц и Мюллер. Василий Иванович и конь Ньютон.)
Малые жанры. По жанру: загадка, примета, поговорка и т.д.