Тема 6. Социально – педагогические технологии работы с детьми и семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
План лекции:
1. Социально-реабилитационная деятельность
2. Социально-педагогическая работа с семьей,воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Социально – педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учётом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах.
Социально – реабилитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Основными направлениями социально – реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребёнка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей, и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально – диспетчерская работа.
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого – профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством – музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия и др.), предметы материальной и духовной культуры (технические средства и оборудование, необходимые для ребёнка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства и др.).
Методы в социальной реабилитации – это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребёнка с ограниченными возможностями с целью решения социально – реабилитационных задач.
Основными концептуальными принципами социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:
1) единство действий семьи и социальных институтов в процессе социализации ребенка;
2) активизация роли родителей, их обучение и включение в процесс социально-педагогической деятельности.
Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно. На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Основная цель на начальном этапе – формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития и о возможностях его образования и социализации.
Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный. Он заключается в конструктивной деятельности, включая разнообразные формы педагогической анимации при организации семейно-бытового труда, образовательных мероприятий, досуга и предполагает проектирование коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи, отбор средств и методов работы, организацию педагогической среды в семье, конструирование системы обучающего взаимодействия взрослого и ребенка.
Заключительный этап – коммуникативный. Он предполагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения.
Уведомление органов опеки и попечительства, КДНиЗП, социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально-опасном положении в семье - Обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости) - Обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи - Ходатайство в Управление образования о помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» - Контроль и /или участие в дальнейшем устройстве ребенка | Семейный кодекс РФ (ст. 69-77) Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (в ред. Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008 Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ, ст. 13) Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области» (закон ВО от 28.11.2005 № 1370-03) Субъекты взаимодействия по проблеме: Отдел охраны прав детей управления образования Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Участковые уполномоченные по месту жительства Территориальные Центры социальной помощи семье и детям МУ Вологодской области «Социально-реабилитационный центр «Феникс» |
Насилие в семье по отношению к ребенку | |
Обращение в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел | Семейный кодекс РФ (гл.12, ст.77) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Субъекты взаимодействия по проблеме: Участковые уполномоченные по месту жительства Отдел охраны прав детей управления образования Управления (отделы) внутренних дел по месту жительства Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Территориальные Центры социальной помощи семье и детям Реабилитационные центры для детей и подростков |
Организация и ведение патронажа семьи ребенка «группы риска» | |
Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка - Определение позитивных воспитательных ресурсов семьи - Обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи - Выявление служб, ранее работавших с семьей - Определение (совместно с семьей, социальным окружением) содержания дальнейшей работы: форм социальной, социально-психологической, правовой помощи - Заключение соглашения на патронаж (меду органами опеки и попечительства и семьей ребенка) - Привлечение (по необходимости) других служб и ведомств для оказания помощи семье - Представление интересов ребенка (семьи) в различных инстанциях (КДНиЗП и др.) - Содействие (по необходимости) организации занятости членов семьи, оформлению социальных льгот и пособий - Текущие и контрольные посещения семьи (согласно условиям, отраженным в соглашении на патронаж). | Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (в ред. Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008) Семейный кодекс РФ Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области» (закон ВО от 28.11.2005 № 1370-03) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Субъекты взаимодействия по проблеме: Отдел охраны прав детей управления образования Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Территориальные Центры социальной помощи семье и детям Детские поликлиники по месту жительства |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних | |
Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДНиЗП, судах - Работа с семьями (патронаж) несовершеннолетних правонарушителей - Постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения - Повышение правовой компетентности учащихся об ответственности за совершение правонарушений - Повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей | Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершенно-летних и защите их прав в Вологодской области» (закон ВО от 28.11.2005№ 1370-03) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011) Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (в ред. Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008) Субъекты взаимодействия по проблеме: - территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии муниципальных районов и городские) территориальных органов УВД, в т.ч. по месту жительства (участковые пункты милиции, территориальные отделы внутренних дел) - органы опеки и попечительства |