Задатки как природные предпосылки способностей.
Задатки- это врожденные анатомо-физиологические особенности, строение мозга, органов чувств и движения, составляет природную основу развития способностей. Задатки являются лишь предпосылкой развития способностей. Способности не являются функцией задатков, а являются функцией развития (например задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга: его большей и меньшей возбудимости, подвижности, быстроте образования временных нервных связей, т.е. в том, что Павлов назвал генотипом).
39. Самосознание личности и «я-концепция».
В психологии имеют место различные подходы к выделению критериев самосознания. Рассмотрим основные.
В.М. Бехтерев считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали, что самосознание есть этап в развитии сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Р. Чамата определял самосознание как возникающее и развивающееся одновременно с сознанием. Он считал, что самосознание возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Школа психоанализа доказывала, что процесс зарождения самосознания — процесс субъективного отделения от матери. Дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.
И.С. Кон, Э. Штрангер подчеркивали, что периодом возникновения сознательного ″Я″, как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания — возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.
Таким образом, в общем, можно выделить следующие критерии самосознания:
-выделение себя из среды (физической, социальной), осознание себя как субъекта, автономного от среды;
- осознание своей активности - ″Я управляю собой″;
- осознание себя ″через другого″;
- моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания выделяют:
- осознание близких и отдаленных целей, мотивовсвоего ″Я″ (″Я″ как действующий субъект);
- осознание своих реальных и желаемых качеств(″Реальное Я″ и ″Идеальное Я″);
- познавательные, когнитивные представления о себе (″Я как наблюдаемый объект″);
- эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
- самоотношение (эмоциональное отношение к себе).
В результате развития самосознания у человека складывается ″Я - концепция″, представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.
1 этап (до 3-х лет). Осознание границ своего тела (например: до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в лексикон входит местоимение ″Я″, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности.
2 этап (дошкольный возраст). Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.
3 этап (школьный возраст). Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе и на их основе выработка собственного мнения. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап — моральная самооценка.
Очень часто возникает несовпадение самооценки и уровня притязаний, что приводит к возникновению фрустраций (эмоционально тяжелых переживаний человеком своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели).