I этап. Однословное предложение 3 страница
Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговорящие дети отвечают на них с помощью показа соответствующих картинок) свидетельствуют о практическом понимании ребенком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос. Дифференцированное понимание вопросов «Кто?», «Что?», «У кого?», «У чего?», «Кому?», «Чему?», «Кем?», «Чем?» и др. у нормальных детей формируется к 3—4-м годам, у умственно отсталых детей с легкой степенью умственной отсталости — к 5—6 годам, у детей с более тяжелой степенью умственной отсталости — к 7—8 годам. Дети с первичным недоразвитием речи, даже те из них, кто находится по уровню психического развития в пограничном с умственной отсталостью диапазоне, также к 5 годам овладевают дифференцированным пониманием этих вопросов.
Анализ вербальных ответов на указанные выше вопросы с точки зрения грамматического оформления слов дает возможность проанализировать структуру аграмматизма, имеющую диагностическое значение. Детям с резко выраженными нарушениями звуковой и слоговой структуры слова (II уровень речевого недоразвития) при выполнении задания в вербальной форме оказывается помощь: корневую часть слова произносит педагог, дети добавляют к нему только окончания. Этот принцип сохраняется и при исследовании других грамматических форм.
Так, при умственной отсталости будут наблюдаться в основном ошибки, связанные с недостаточной дифференциацией падежных окончаний, выражающих смежные по смыслу значения, смешением падежных окончаний по типам склонения, единичным использованием нулевых форм в связи с недостаточным самоконтролем или учетом контекста фразы в целом и др. Для выявления указанных ошибок необходимо предъявлять ребенку не менее 5—7 вопросов, относящихся к существительному в одном и том же падеже, но выражающему разные значения. Например: «У кого котята?» (существительное в родительном падеже в значении принадлежности); «Из чего дети лепят снежную бабу?» (существительное в родительном падеже в значении материала, из которого сделан предмет); «Откуда дети съезжают на санках?» (существительное в родительном падеже в значении пространственных отношений) и др. Следует также подобрать такие вопросы, отвечая на которые дети использовали бы существительные разного рода. Например: «У кого котята?» (У кошки.); «У кого слонята?» (У слона.). В процессе ответов проверяется и использование предлогов.
У детей с алалией ошибки носят совсем иной характер. Кроме того, неоднотипный характер этих ошибок внутри самой алалии позволяет дифференцировать ее по формам (парадигматической и кинестетической).
Существенное значение имеет исследование понимания грамматических связей согласования слов в предложении и их использование в собственной речи.
С этой целью используются следующие задания.
1) Определить число и род существительного по числовому и родовому окончаниям прилагательных и глаголов. Например: «Покажи по картинке, что Саша нашел?»; «Кто играет?»; «Где играют девочки?»; «Отгадай, о чем я говорю: красный... (шар), красная... (ягода)?» и др.
2) Ответить на вопросы (при исследовании собственной речи): «Что сделал мальчик (девочка)?» (Сорвал (сорвала) гриб.); «Что делает девочка (девочки)?» (Играет (играют).); «Какой шар (ягода)?» и др.
Как отмечалось ранее, умственно отсталые дети в дошкольном возрасте не владеют синтаксическим способом определения числа и рода существительных (неправильно выполняют задание), хотя родовые окончания глаголов прошедшего времени, а также числовые окончания глаголов используют в подавляющем большинстве правильно. У детей с первичным недоразвитием речи имеет место обратная диспропорция.
Исследуется грамматическая система словообразования: понимание наиболее распространенных суффиксов и приставок, их использование в собственной речи и произвольное словообразование по аналогии (обычно дается детям с III уровнем речевого недоразвития). Для данного обследования могут быть рекомендованы следующие задания. Ребенка просят показать картинки с изображениями, соответствующими основным и производным словам. Например: «Где люди входят в трамвай (выходят из трамвая)?», «Где сахар (сахарница), пуговица (пуговичка)?» Следует отметить, что при умственной отсталости наблюдается как недостаточное понимание этих элементов, так и их недостаточное использование в собственной речи (за исключением суффиксов со значением уменьшительности и приставок со значением завершенности действия). При алалиях дети понимают значение этих элементов, однако в самостоятельной речи их не используют из-за трудностей оперирования звуковым составом слов.
Для исследования процесса словообразования по аналогии предлагаются следующие задания. Педагог произносит предложение со словами с однотипными суффиксами или приставками. Например: «Мыло лежит в мыльнице, пепел — в пепельнице». Затем задает ребенку вопрос: «Где лежит сахар, песок?» или объясняет, что от слова, например, «рисовать» можно придумать слово «рисование», от слова «читать» — «чтение». Далее спрашивает ребенка: «Какое слово можно придумать от слов „петь", „мычать"?» (И др.) Как отмечалось ранее, умственно отсталые дети не понимают смысловых критериев сопоставления этих слов и делают смысловые ошибки (например, от слова «мычать» образовывают слово «корова»).
Дети с алалией, как правило, отказываются от ответов, так как не в состоянии производить звуковые изменения в слове, то есть оперировать его звуковым и слоговым составом, что необходимо при образовании производного слова. Если же они и пытаются назвать производное слово, то делают типичные ошибки, вызванные указанной ранее причиной: искажают морфологический и звуковой состав слов, теряя их основу, окончания, суффиксы или их элементы или добавляя лишние, например вместо «жирафенок» (от «жираф») — «живи», вместо «кожаная» (от «кожа») — «кожин», вместо «резиновые» (от «резина») — «резинные», вместо «песчинка» (от «песок») — «песочинкая» и др.
Для выявления нарушений структуры предложения используются следующие задания.
1) Составление предложений по картинкам.
2) Повторение и понимание детьми предложений разных конструкций с постепенно увеличивающимся объемом.
Можно использовать следующий набор предложений.
I. Для детей с более низким (II) уровнем речевого развития.
Простые предложения. Заяц прыгает. Девочка ест. Мальчик рисует белку. Под елкой сидит серенький зайчик. Дети пошли в лес за грибами.
Инвертированные конструкции (предложения с обратным порядком слов). Траву ест корова. Девочку догоняет мальчик. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели дети на празднике.
Пассивные конструкции. Молоко разлито котенком. Кукла сломана девочкой. Земля покрыта белым снегом. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.
Сравнительные конструкции. Слон больше волка. Маша старше Пети. Самолет летит быстрее, чем птица. На празднике девочки пели лучше мальчиков.
II. Для детей с более высоким (III) уровнем речевого развития.
Простые предложения. Листья падают с деревьев. Лесные звери готовятся к зиме. Бабушка купила внучке вкусные конфеты. Ребята подарили маме к празднику свои рисунки. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Инвертированные конструкции (предложения с обратным порядком слов). Траву ест корова. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели пионеры. Много грибов и ягод собрали дети в лесу.
Пассивные конструкции. Молоко разлито котенком. Дерево сломано сильным ветром. Окно разрисовано морозными узорами. Пушистая елка украшена красивыми игрушками. Листья с деревьев сорваны во время осенней непогоды.
Сравнительные конструкции. Дедушка старше отца. Дерево выше, чем куст. Самолет двигается быстрее поезда. На празднике девочки пели и плясали лучше мальчиков. Зимой дни короче, а ночи длиннее.
Характер выполнения этих заданий весьма показателен. Умственно отсталые дети не понимают сравнительные и пассивные предложения, значение которых не опирается на логику существующих в действительности отношений, а зависит от учета грамматического оформления слов (например: «На празднике девочки (мальчики) пели лучше мальчиков (девочек)»), но при этом нередко могут повторить их правильно или допускают незначительное количество ошибок в окончаниях слов. Дети с первичным недоразвитием речи, наоборот, без труда понимают значение указанных конструкций, но при их повторении допускают высокий процент ошибок в окончаниях слов.
Обследование завершается изучением состояния связной речи (составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного). При детальном рассмотрении результатов обследования связной речи важно установить понимание ребенком текста, причинно-следственных связей между явлениями (по его ответам на вопросы) и проанализировать пересказ ребенка с точки зрения полноты и последовательности изложения и использования языковых средств; соотнести понимание услышанного рассказа или сюжета, изображенного на картинках, с собственным пересказом ребенка. При умственной отсталости диспропорций между этими формами речи наблюдаться не будет. При алалии собственное изложение будет намного слабее понимания, особенно при синтагматической форме алалии.
Все полученные данные сопоставляют между собой и анализируют, после чего выносится заключение о характере речевого дефекта.
Таким образом, обследование речи по указанному плану позволяет, с одной стороны, дифференцировать нарушения речевого развития ребенка, с другой — дает дополнительные данные для психологической диагностики развития ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель этапа — развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.
Основные направления работы на подготовительном этапе:
• установление зрительного и эмоционального контакта;
• подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;
• настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
• повышение уровня общей активности ребенка;
• организация произвольного внимания — развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Обязательные и необходимые условия работы с ребенком на данном этапе следующие.
1. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий.
Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто ребенок сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
2. Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если состояние ребенка перестало быть уравновешенным, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент, и стараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Примеры заданий, используемых на подготовительном этапе логопедической работы.
Стереотипная игра ребенка как повод для знакомства.Педагог наблюдает за игрой ребенка.
Цель. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры.
Рекомендации по проведению наблюдения. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и наблюдайте за его игрой. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его игре, причем делать это следует тактично и ненавязчиво. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему необходимую деталь — этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. Не торопите взаимодействие. Ваша цель — дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает) и от вас может быть польза.
На этом этапе все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Это потребует времени и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
Сенсорная игра как возможность установления контакта. Целесообразность проведения с ребенком сенсорных игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением ребенка к дальнейшей учебной деятельности, педагогу. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием ко взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.
Цель. Сформировать новые чувственные ощущения.
Рекомендации по проведению сенсорных игр. Если ребенок не включается в вашу игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против них, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, участию в игре.
Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект, невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру. Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты. Например: на грядку посажен всего один овощ, а кукольный обед длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка», даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
Игры с покрывалами. Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Можно использовать в работе различные куски ткани (одеяло, большой платок, легкую тюлевую занавеску или косынку). Можно пробовать разные предметы (что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест). Будучи накрытым большой простыней, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Какова роль покрывала в данной игре? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом ребенка легче привлечь к тем заданиям, к которым его обычно не удается привлечь, — в помещении всегда много предметов, которые отвлекают ребенка.
Игра с прозрачной косынкой. Часто ребенок испытывает трудности глазного контакта. В этом случае может быть использована маленькая полупрозрачная косынка: через прозрачную косынку ребенку легче смотреть в глаза другому человеку.
Игра на удержание взгляда. Можно изобрести разные способы помощи детям в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то ребенок с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него как бы безопасен.
Игры с красками («Цветная вода»). Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект, например в следующем стакане развести краску, быстро помешивая кисточкой. Ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры.
Возможные варианты игр с красками
1) Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, то вытереть ее на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и действовать надо вместе с ребенком. Например: «Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее воду. Какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет вода. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо». В этом случае ребенок принимает активное участие в игре и развиваются бытовые навыки ребенка.
2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.
3) Игра «Кукольный обед». Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и «угостите» их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в «фанту», черная — в кофе и др. Фантазируйте вместе с ребенком! Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя пластиковые стаканы разного размера, можно ознакомить ребенка с понятием величины.
Игры с водой (имеют и терапевтический эффект)
1) Возьмите приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки, пузырьки, баночки и др., наполняйте их вместе с ребенком водой из-под крана, сопровождая комментариями. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине или ванне, например, стул. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком (обычно такой эффект приводит детей в восторг) и др.
2) Наполнив водой таз, организуйте игру в бассейн, в котором учатся плавать игрушки (этот вид игры возможен в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). Наполненный водой таз может стать озером, в котором плавают рыбки или уточки. На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в море, по которому плывут кораблики.
Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не лопнут все мыльные пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, так как это требует определенной сноровки и развития дыхания. Поэтому ребенка предварительно надо подготовить к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, формировать сильный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус).
Некоторые возможные варианты игр с мыльными пузырями
1) Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки для выдувания пузырей, разнообразные трубочки или соломинки, например соломинку для коктейля.
2) Игра «Пенный замок». В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую соломинку для коктейля, опустите ее в указанную емкость и сильно начинайте дуть в воду с громким бульканьем так, чтобы образовалось большое облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем — самостоятельно. Вставьте внутрь пены пластмассовую игрушку — это принц, который живет в пенном замке.
Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, маленькие свечки для именинного торта и плавающие. Устойчиво установите длинную свечу, зажгите ее на глазах у ребенка и скажите: «Смотри, как свеча горит! Как красиво!» Если ребенок испугался, отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так! Ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще и еще.
Возможные варианты игр со свечами
1) Предложите родителям дома, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь. Так ребенок познакомится с назначением свечи.
2) Держа в руке потушенную свечу, «порисуйте» в воздухе Дымом.
3) Наполнив емкость водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей. Если это сделать в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми Пиками зрелище.
Игры со светом и тенями
1) Игра «Солнечный зайчик». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркала солнечный луч и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, со стены на диван и др. Возможно, ребенку захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае не спеша отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите поймать убегающего солнечного зайчика. Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать солнечный луч, чтобы получится солнечный зайчик. Если ребенок справится с этим, постарайтесь ловить солнечного зайчика как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю, поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» (И др.) Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
2) Игра «Тени на стене». В темное время суток в комнате включите настольную лампу, затем выключите свет и направьте свет от лампы на стену. Помните, что ребенок может испугаться. Поэтому сначала попробуйте осторожно и не проводите первый раз игру в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек получите на стене тень «лающей собаки», «летящей птицы» и др.
3) Игра «Театр теней». Можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
4) Игра «Фонарик». Покажите ребенку электрический фонарик, дайте его рассмотреть. Когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Объясните ребенку, что фонарик можно использовать, если перегорела лампочка, во время прогулки по аллеям парка, где нет фонарей и др.
5) Игра «Темно — светло». При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 0гры со льдом. Накануне занятия попросите родителей приготовить вместе с ребенком лед (заполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру). На занятиях достаньте вместе с ребенком лед, выдавите его из формы в емкость и скажите ребенку: «Смотри: вода замерзла, стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладонях: «Ой, какая холодная льдинка! А рука теплая. Зажми и ты в ладошке льдинку. Смотри: водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду». Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда.
Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и др.
Игры с крупами. Приготовьте по одной упаковке крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Высыпьте гречневую крупу в глубокую емкость, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои руки спрячем. Пошевели пальцами — так приятно! А теперь потри ладони друг о друга -немножко колется, да?» На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Возможные варианты игр с крупами
1) Спрячьте мелкие игрушки в емкость с крупой. Попросите ребенка найти в крупе сюрприз или делайте это вместе с ребенком.
2) Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика и др. из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на получающийся при этом звук.
3) Предложите ребенку рассыпать крупу в виде дождя или града. Походите босиком или в носках по рассыпанной на полу крупе. Можно посыпать крупу на шею или голую спину ребенка, если он позволит.
4) Игра «Приготовление еды». Насыпьте в кастрюлю из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, Добавьте воды и перемешайте — это каша для куклы. Вдавите горошины в кусочек коричневого пластилина это шоколад с орехами. Фантазируйте!
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями, раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку попробовать самому (вначале можно попробовать действовать «рука в руке», если ребенок разрешит). Когда ребенок освоит выполнение этих несложных действий, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов.
Возможные варианты игр с пластичными материалами
1) Игра «Приготовим обед для кукол». Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — это ягоды. В разноцветные пластилиновые шарики воткните палочки, например зубочистки или ватные палочки (предварительно удалив вату), — это фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатайте кусочек красного пластилина — это колбаса. Раскатайте тонко-тонко кусочки белого пластилина — это спагетти. Нарежьте брусок светло-коричневого пластилина на кусочки — это хлеб. Угощение для кукол готово. Приглашайте кукол на обед. Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог или торт, вставить свечку и отпраздновать день рождения куклы.
2) Игра «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки и «засадите» грядки «овощами». В качестве овощей можно использовать крупы: горох — репа, красная фасоль — картошка, разноцветная мозаика — красные помидоры и зеленые огурцы, некоторые овощи можно попытаться вылепить из пластилина.
3) Методом размазывания можно создать картину из пластилина. Размажьте по картону зеленый пластилин — это трава, прилепите маленькие красные кружочки — это ягоды. Таким же способом в синем «пруду» станут плавать «золотые рыбки», в голубом «небе» — «светить» желтое «солнышко с лучами».
В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы — тесто, глину.