Признаки дисфункциональной семьи
Признаки функциональной семьи
В первую очередь на развитие аутоагрессивного поведения, сильное влияние оказывает враждебность, как со стороны матери, так и со стороны отца. При этом директивность со стороны родителей, несмотря на внутреннюю связь с враждебностью, оказывает обратное влияние.
В случае выраженной директивности родителей дети позже начинают пробовать различные формы рискованного поведения в области здоровья и в меньшей степени вовлекаются в устойчивые формы саморазрушающего поведения. Скорее всего, решающее значение имеет наличие положительных эмоциональных отношений (любви, поддержки).
В случае наличия положительных отношений к ребенку директивность воспринимается как забота и беспокойство, а в случае отсутствия положительных отношений, враждебность и директивность воспринимаются как подавление и контроль.
С точки зрения гендерных различий, такая характеристика семейных взаимоотношений, как автономность матери, оказывает наиболее сильное влияние на риск формирования у детей саморазрушающего поведения.
Присвоение детьми неадекватных моделей поведения ведет к формированию неконструктивных смысловых систем, которые могут стать внутренними предпосылками нарушений идентичности и эмоционально-когнитивных искажений в структуре образа мира, по сути, приводит к расстройствам адаптации, проявлениям различных форм саморазрушающего поведения.
Э. Ларсен приводит шесть категорий принятого с детства саморазрушающего поведения:
1) контролеры - их самооценка базируется на том, как много они могут сделать для окружающих людей, но не умеют заботиться о себе; Люди, которых они контролируют - не растут духовно, а становятся от них зависимыми. Считают, что они лучше знают, как нужно жить другим. Не позволяют другим быть самим собой. Строят взаимоотношения с проблемными людьми, чтобы самоутверждаться за их счет и выглядеть лучше на их фоне. Развиваются созависимые отношения. Контролер не умеет доверять людям и Богу и сами пытаются играть роль Бога в жизни слабых людей.
2) угодники- их самооценка базируется на том, чтобы никого не рассердить, они никогда не заявляют о своих нуждах и поэтому всегда находятся в состоянии эмоционального голода; Хотят быть важными, ценными в своем окружении, предугадывать желания других людей. Их девиз по жизни: "Мир любой ценой". Они заботятся о желаниях и нуждах людей, не фокусируя внимание на себе. Им сложно ответить на вопрос "Что лично тебе нравится, или что ты любишь, чего хочешь, какие твои желания?"
Потому живут чужими желаниями и исполняют их. Угодники платят большую цену, теряют свою личность, свою индивидуальность, становятся тенью других людей. Их взаимоотношения нездоровы с другими людьми, они знают, что нужно другим, и считают, что другие должны догадываться о их желаниях и нуждах. Злятся, если не получают желаемого. Затем, впоследствии "тихо" разрывают отношения (внутри обижаются), их ведь не поняли! Чувствуют себя использованными. Когда вдруг "взрываются" от накопившихся эмоций, показывают другое лицо. Всегда ищут другого человека, который его оценит и будет считать благородным. Таких людей обычно находят люди, которым отдают часть своих проблем.
3) мученики- они усвоили, что жить - это значит постоянно страдать, они добиваются боли, т.к. это норма. Когда у мученика все хорошо, чувствует себя дискомфортно. Считают подсознательно, что чем больше страдают, тем ближе к Богу. Думают, что страданиями себя смиряют, но это не есть истинное смирение. Чем больше мы позволяем Богу показать нам наше сердце, тем более в правильном положении мы находимся. Часто мученики соприкасаются с контролерами, или могут иметь смешанный тип. Мученику всегда необходимо страдать, если этого не происходит, эти люди зачастую сами провоцируют скандалы, чтобы страдание не прекращалось, усиливалось. Развивается зависимое поведение. Во всем видят только негатив и повод для страданий. Самоправедны, или наоборот находятся в самоосуждении и бичевании.
4) работоголикибазируют свою самооценку на деятельности. Завершение не является их целью, им достаточно постоянного движения; Конечный результат для них не важен, главное - процесс. Не умеют отдыхать, чувствуют вину, когда ничего не делают. Работу ценят выше отношений, окружающих считают лентяями, все, кто работают или служат меньше их - раздражают. Взаимоотношения с Богом - "чем больше служу, тем больше угождаю Богу". Служение для них важнее, чем Бог.
5) перфекционисты - основа их самооценки недосягаема, оценивают все, исходя из нереального идеала; Их девиз: "Все должно быть совершенно!" Сосредотачиваются на мелочах. Мастера по нахождению ошибок. Все должно быть безупречно. Воспринимают свои ошибки, как поражение. Сосредоточены на недостатках других. Их принцип: "Все или ничего!" Поражены страхом неудачи. Иногда выглядят, как ленивые или безынициативные, потому что берутся только за то, в чем уверены на 120%. Часто остаются в тени из-за страха неудачи. Для них 99% удачи - это не все. Зачастую их талант остается не распознанным. Во взаимоотношениях с людьми недовольны и критичны. Им трудно принимать людей такими, какие они есть. Гордые самоправедные в своих достижениях. Это современные фарисеи, которые благодарят Бога за то, что они не такие, как другие.
6) чечеточники - базируют свою самооценку на том, чтобы быть свободными. Они научились никогда не вступать в тесные отношения. Их девиз по жизни: "Быть свободным!" Сконцентрированы на свободе, близких отношений не строят. У них много контактов, связей, которые помогают им чувствовать себя значимыми, они не понимают, что такие близкие взаимоотношения, это мастера полуправды, в отношения много не вкладывают, держат дистанцию, эгоистичны. Строят отношения только с теми, кто позволяет сохранять дистанцию в отношениях. В семье также не строят близких взаимоотношений, или не связывают себя узами брака вообще. Им сложно соприкасаться с чувствами. Зачастую провозглашают много лозунгом, но не имеют близких взаимоотношений с Богом.
Для предотвращения саморазрушающего поведения важно, чтобы воспитание, было непрерывным, целостным и опирающимся на нравственные основы.
Не обязательно быть верующим человеком, чтобы согласиться, что в сфере морали и нравственности принципы существования и взаимоотношений между людьми в наиболее концентрированном виде изложены в десяти заповедях Ветхого Завета и в Нагорной Проповеди Нового Завета. Причем, в той или иной форме эти истины отражены как в других религиях, так и в итогах размышлений величайших умов человечества, к их пониманию разными путями пришли Лев Толстой, Мохандус Ганди, Мартин Лютер Кинг и т.д.
Дело в том, что в религиозных заповедях отражается веками накопленный человеческий опыт. Нормы поведения, изложенные в них, представляют собой результат естественного отбора различных форм общения людей за длительный существования человечества.
Поведение человека, отклоняющееся от общепринятых норм, рано или поздно приводило его к различным проблемам и, в конечном итоге, к жизненному краху. Безусловно, подобное понимание может происходить только при определенном уровне нравственного развития.
Нравственное же развитие немыслимо без усвоенных культурных и духовных ценностей предшествующих поколений. Вот почему наиболее разрушающее на человека, особенно на ребенка в период становления личности, действует отрыв от предшествующего поколения, развенчивание идеалов и нравственных устоев, отсутствие веры во что-либо более ценное, нежели удовлетворение сиюминутных потребностей и инстинктов, направленных на получение удовольствия.
Безусловно, подобное понимание может происходить только при определенном уровне нравственного развития. Нравственное же развитие немыслимо без усвоенных культурных и духовных ценностей предшествующих поколений. Вот почему наиболее разрушающее на человека, особенно на подростка в период становления личности, действует отрыв от предшествующего поколения, развенчивание идеалов и нравственных устоев, отсутствие веры во что-либо более ценное, нежели удовлетворение сиюминутных потребностей и инстинктов, направленных на получение удовольствия.
К сожалению, понимание этого принципиального положения с большим трудом находит свое понимание у педагогов, психологов, социологов, родителей.
Надо помнить: мы все в ответе за жизнь и здоровье наших детей.