Тема 4. Психология личности
Вариант 13.
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
2. Раскройте понятие структуры личности.
3. Определите понятия по следующим определениям:
а) человек как представитель рода, телесное бытие человека;
б) человек как носитель предметно-практической деятельности;
в) человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других;
г) человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности;
1) индивид;
2) субъект;
3) личность;
4) индивидуальность.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать названные понятия и соотнести их. Особое внимание следует обратить на то, что эти понятия не должны ни отождествляться, ни противопоставляться. Укажите, какое понятие шире. Важно отметить, что общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Рассмотрите, в чем проявляется общественная сущность личности.
Во втором вопросе важно проанализировать основные компоненты личности: направленность, способности, характер, система управления-«я». Охарактеризуйте каждый из этих компонентов личности и укажите, что структура личности будет не полной, если исключить из нее психические процессы и состояния.
При ответе на третий вопрос следует указать определения психологических понятий и проанализировать их сущность.
Литература
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н.История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 14.
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства».
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния».
3. Соотнесите понятия и их определения:
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует отметить, что в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Укажите, зависят ли чувства от особенностей отражаемых предметов. Назовите основные функции чувств и эмоций, а так же их основные качества. Рассмотрите, что выступает физиологической основой чувств и эмоций. Назовите и охарактеризуйте такие виды чувств как: моральные, интеллектуальные, эстетические, увлечения.
Ответ на второй вопрос предполагает анализ эмоциональных состояний, исходя из положения о том, что они всегда детерминированы, причинно обусловлены. При характеристике понятия «настроение», важно исходить из того, что оно выступает устойчивым эмоциональным состоянием, окрашивающем все другие переживания и деятельность человека. Следует проанализировать такие состояния как: аффект, стресс, фрустрация. Укажите, как эмоциональные особенности связаны с типом нервной системы.
При ответе на третий вопрос соотнесите виды эмоциональных состояний и их определения, и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры проявления названных эмоциональных состояний.
Литература
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н.История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 15.
1. Охарактеризуйте понятие «темперамент»
2. Соотнесите природное и приобретенное в характере человека.
3. Укажите, какому типу темперамента - холерическому, сангвинистическому, флегматическому или меланхолическому - соответствует характеристика: « легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения»
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует отметить, что темперамент есть совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Укажите, являются ли особенности темперамента приобретенными или их можно отнести к врожденным. Охарактеризуйте взаимосвязь темперамента с характером человека. Перечислите известные вам классификации типов темперамента.
При ответе на второй вопрос перечислите и проанализируйте характеристики личности, которые, по вашему мнению являются врожденными и приобретенными в процессе жизнедеятельности.Назовите существующие в современной психологии подходы к решению этого вопроса.
Ответ на третий вопрос предполагает анализ и соотнесение характеристик типов темперамента. Перечислите особенности типов темперамента, оказывающие влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.
Литература
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н.История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 16.
1. Охарактеризуйте понятие «способности».
2. Рассмотрите соотношение понятий «потребности» и «мотивы».
3. Приведите примеры и охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует рассмотреть, что понимается под способностями в современной психологии. Охарактеризуйте существующую классификацию способностей. Проанализируйте взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности.
Отвечая на второй вопрос важно отметить, что потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи. Охарактеризуйте понятие потребность. Укажите, что выступает внутренней и внешней детерминацией поведения личности. Назовите основные функции мотивов.
В третьем вопросе важно охарактеризовать и сопоставить названные виды способностей. Приведите примеры проявления этих способностей в деятельности человека.
Литература
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н.История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.