Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Новые требования к результатам освоения образовательных программ обуславливают и новые формы контроля за её осуществлением (мониторинг качества обучения). Предполагается контроль многоаспектный и непрерывный как над процессом, так и над результатами обучения.
В средства контроля входят и средства оценки приобретаемых студентом компетенций.
Каждый из компонентов компетенции (а именно: 1)знания, 2)умения и опыт, 3)ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности, 4)эмоционально-волевая регуляция, 5)готовность становится объектом оценивания.
Поэтому предполагается применение предметно-деятельностной структуры оценочных средств. Контролю и оценке будут подвергаться не только то, что студент знает, но и то, чем он владеет и готов делать (применять), т.е. результат обучения, процесс обучения и компоненты компетенции.
Традиционные типы контроля, ориентированные на диагностику качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентом в результате освоения конкретной дисциплины и практики, будут применяться в основном для текущего и промежуточного контроля. Однако при их использовании акцент будет сделан не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на том, как эти знания и умения встраиваются в интегративную систему формируемых компетенций.
Изучение дисциплины предполагает обязательные виды работ, а также дополнительные работы по выбору студента (написание реферата, выступление на конференции, выбор формы отчёта по итогам практики).
В курсе «Основы педагогической психологии» предусмотрены три формы внешнего контроля: входной, текущий и итоговый.
Входной (пропедевтический) контроль:
Это так называемый «нулевой срез», предварительный контроль. Он направлен на констатацию уровня начальных знаний студентов, сформированность их мотивации к изучению дисциплины. Дальнейшая динамика и эффективность процесса обучения будет определяться от этого исходного уровня знаний студентов.
Студентам предлагается опросный лист (анкета) на предмет выявления общих представлений о назначении и главном содержании изучаемой дисциплины, об их собственных ожиданиях и целях изучения данного курса.
Цель: выявить уровень подготовленности студентов к усвоению материала дисциплины, предпочитаемых формах её изучения. Результаты опроса учитываются при организации изучения дисциплины, но не оценивается.
Кроме того, особая анкета будет предлагаться до начала производственной практики в общеобразовательных учреждениях города. В ней, помимо традиционных вопросов, студенты определяют для себя личные ожидания и цели, своей практической работы. Обработка данной анкеты позволит точнее определить результативность практики, уровень притязаний и самооценку студентов рамках их представлений о собственном профессионализме.
Текущий контроль:
Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Внешняя оценка преподавателя сочетается с оппонированием, рецензированием со стороны присутствующих студентов, самооценкой. Здесь предполагается следующее:
- Контроль и оценка индивидуальных устных выступлений на различных аудиторных занятиях.
- Контроль и оценка групповой работы и устных отчётов (выступлений) по итогам работы групп на различных аудиторных занятиях. Здесь предполагается и рецензирование, взаимная оценка группами работы друг друга (как спонтанная оценка, так и контроль и оценка по критериям).
- Контроль и оценка за выполнение индивидуальных письменных работ Письменные работы сдаются по ходу изучения теоретического материала и оцениваются по пятибалльной системе до начала сессии. Критерии написания письменных работ меняются в зависимости от задания и сообщаются заранее. Сданные в срок работы оцениваются по критериям, сданные к началу сессии работы оцениваются по тем же критериям, минус один балл, после начала сессии – минус два балла.
Цель: оценить промежуточные итоги деятельности студентов, понять «проблемные места».
Итоговый контроль:
Подобный контроль служит для проверки результатов обучения дисциплине в целом. Лишь такой контроль позволяет оценить совокупность приобретённых студентом универсальных и профессиональных компетенций.
Формой итогового контроля является итоговая тестовая работа(контроль с помощью технических средств и информационных систем) и зачёт.
Цель итогового контроля: выявление сформированности компетенций и обеспечение готовности к практической работе.
Итоговая зачётная оценка складывается исходя из следующих форм текущего и промежуточного (рубежного) контроля:
- Посещение лекционных занятий.
- Посещение практических и семинарских занятий.
- Оценок за письменные работы.
- Самооценки.
- Групповой работы (оценка по коэффициенту участия в работе группы и по эффективности работы группы).
- Индивидуальных выступлений на аудиторных занятиях (не менее трёх аргументированных полных, практико-ориентированных ответов / выступлений за семестр).
Критерии оценивания:
1. Ответ выстраивается в соответствии с поставленным вопросом.
2. При ответе студент показывает знание базового материала, полученного на аудиторном занятии.
3. Студент владеет дополнительным материалом, почерпнутым из списка литературы, предложенным преподавателем по теме аудиторного занятия.
4. Логичность, структурированность, полнота изложения.
5. Возможности практического применения на уроке (в ходе практики или будущей профессиональной деятельности).
6. Собственная оценка (метода, приёма, средства, технологии, экспертного заключения, учебного пособия, контрольно-измерительных материалов, конспекта урока, анализ урока и т.д.).
Зачёт принимается в традиционной форме – беседа по двум вопросам.
Курс считается освоенным, если студент набирает не менее 51 балла от итоговой оценки в 100 баллов.
После изучения дисциплины студенты работают в общеобразовательных школах города (четыре недели на четвёртом курсе). По итогам практики студенты получают внешнюю экспертную оценку от учителей, классных руководителей и администрации (т.е. потенциальных работодателей) школ, где проходили практику. Внешняя экспертная оценка фиксируется в характеристике-описании работы студент. Характеристика подписывается учителем истории, классным руководителем, в классе которых работал студент, директором школы и скрепляется печатью общеобразовательного учреждения. Возможна оценка от самих учеников и их родителей. Затем организуется студенческаяконференция. Лучшим студентам по итогам практики выносится благодарность с занесением в личное дело.
Каждый студент может собрать личное досье («Портфолио») по итогам изучения дисциплины. Структура «Портфолио»: лучшие эссе, лучшие разработки уроков, наиболее удачные разработки контрольных работ, видеоролики с лучшими проведёнными уроками и воспитательными мероприятиями и т.д. Такое досье поможет им скорее найти работу в должности учителя. Досье («Портфолио») в целом не оценивается внешней оценкой, материалы подбираются студентом самостоятельно (самооцениваются), но содержащиеся в нём работы по отдельности могли быть внешне оценены.
Таким образом, контрольно-оценочные средства при изучении дисциплины «Методика преподавания и изучения истории в школе» соответствуют предметно-деятельностной структуре. Используются все формы и виды контроля: устные (устный опрос, собеседование, экзамен), письменные (письменные работы, стандартизированные психологические тесты, тесты по дисциплине, контрольные работы, эссе, отчёт по практике), технические (электронные аттестующие тесты). Студенты имеют право выбора некоторых форм отчётности и возможность (условия) для прохождения индивидуального образовательного маршрута и самооценки своей образовательной (учебной) деятельности.
УРОВЕНЬ ОСВОЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Индикатор компетенции | Пороговый уровень | Продвинутый уровень |
1.1 | * | |
1.2 | * | |
1.3 | * | |
1.4 | * | |
1.5 | * | |
1.6 | * | |
2.1 | * | |
2.2 | * | |
2.3 | * | |
2.4 | * | |
2.5 | * | |
2.6 | * | |
2.7 | * | |
3.1 | * | |
3.2 | * | |
3.3 | * | |
3.4 | * | |
3.5 | * | |
3.6 | * | |
3.7 | * |
Компетенция | Пороговый уровень | Продвинутый уровень |
ОК-1 | * | |
ОК-2 | * | |
ОК-3 | * | |
ОК-4 | * | |
ОК-5 | * | |
ОК-6 | * | |
ОК-7 | * | |
ОК-8 | * | |
ОК-9 | * | |
ОК-10 | * | |
ОК-11 | * | |
ОК-12 | * | |
ОК-13 | * | |
ОК-14 | * | |
ОК-15 | * | |
ОК-18 | * | |
ОК-19 | * | |
ПК-7 | * | |
ПК-8 | * | |
ПК-9 | * | |
ПК-10 | * | |
ПК-11 | * | |
ПКР-2 | * |
Примерные вопросы к зачёту
по курсу «Педагогическая психология» для студентов IV курса дневной формы обучения.
1. Предмет и задачи курса «Педагогическая психология». Методы исследования.
2. История становления отечественной педагогической психологии.
3. Образование и образовательные системы. Теории обучения.
4. Стратегии формирования новых знаний.
5. Процесс и концепции обучения. Принципы педагогического проектирования и виды
педагогического творчества.
6. Технологии обучения.
7. Психология учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Психологические факторы,
влияющие на процесс обучения.
8. Соотношение обучения и развития. Психологические особенности усвоения знаний.
9. Развитие познавательной сферы и интеллекта.
10. Развитие личности.
11. Развитие деятельности.
12. Обучаемость и её критерии.
13. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
14. Мотивация и учебные мотивы.
15. Я – концепция и самооценка обучающихся..
16. Структура педагогической деятельности.
17. Структура педагогической деятельности.
18. Философия школьного обучения.
19. Психология обучения на разных ступенях общеобразовательной школы.
20. Школьники группы риска.
21. Психология воспитания.
22. Проблема оценивания учебных достижений и результатов обучения истории. Контрольно-
измерительные материалы по истории.
23. Профессиональное самоопределение и классификация профессий.
24. Теории профессионального развития. Профессиональная пригодность, профориентация и
профотбор.
25. Профессиональное обучение и формирование индивидуальных стилей учебно-познавательной
деятельности.
Примерные тесты:
Укажите или допишите правильные ответы на следующие вопросы:
1. Сензитивные, или критические , периоды в обучении – это периоды, когда:
1.1. Процесс обучения идёт наиболее трудно;
1.2. Развитие определённой психической функции протекает наиболее быстро и
успешно;
1.3. Перестраиваются взаимоотношение ребёнка со взрослыми и внешним миром;
1.4. Следует развивать музыкальные способности.
2. В структуру педагогической психологии входят:
2.1.Психология образовательной деятельности;
2.2.Психология учебной деятельности и ученика;
2.3. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения;
2.4. Психология развития.
3. Деятельность учения – это:
3.1. Самоизменение, саморазвитие ученика;
3.2. Усвоение знаний;
3.3. Действия человека, управляемые сознательной целью усвоить определённые знания и умения.
3.4. Взаимодействие педагога и ученика.
4. Основные стратегии формирования новых знаний и способностей:
Стратегия……………….., которая означает…………….. .
Стратегия……………….., которая означает………….,
Стратегия рефлексии и ………………….
5. Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет следующие этапы
формирования:
1 – мотивационный;
2- ………………….;
3. - …………………;
4 - ………………….;
5 - ………………….
6. Педагогическая деятельность выступает: 1 –как организационно-управленческая
деятельность, включающая этапы: …………., и 2 – как понимание……………….
7. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению…………….
8. Психологическая формула эффективности учения………………………….
9. В психологической структуре педагогической деятельности выделяют следующие виды деятельности:
9.1. Конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая;
9.2. Обучающая и воспитательная;
9.3. Изложение материала, контроль, оценивание;
9.4. организационно-управленческая и деятельность понимания, мышления, состояния ученичества.
9.5. Все ответы верны.
10. Мотивы учения можно разделить на …………………… (пример) и ……………….. (пример).