Забудьте, как вас учили в школе
Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно (т.е. без помощи учителя, наставника, учебника, инструкций) овладеть чем-либо мы не можем.
Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет.
А малышам бесполезно что-либо объяснять! Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их. Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышлений.
Нужно помнить, что школьные методики совершенно непригодны для обучения дошкольников. Малыши делают то, что хотят, и не делают то, чего не хотят. Их бесполезно заставлять что-либо делать.
Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нем участвовать.
Понаблюдайте, как дети играют в школу
Всегда забавно наблюдать, как дети играют в школу. Во всех ролевых играх (в семью, в магазин, школу и т.п.) дети ничего не придумывают, они копируют то, что многократно наблюдали.
И тот ребёнок, который в игре берёт на себя роль учителя, во всех красках обязательно покажет авторитаризм, власть, строгость, а порою – гнев и многогранный комплекс мер по психическому и физическому устрашению и наказанию учащихся, подавлению свободы их личности.
И как бы ни протестовали педагоги, что, мол, это неправда и сейчас такого в школах нет, - не верьте.
Да, всевозможные экзекуции давно приобрели цивилизованные формы, но дух авторитаризма, видимо, никогда не будет изжит из «народного образования». Даже волна педагогов-новаторов (Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Ильин Е.Н., Щетинин М.П., Караковский, Тубельский и др.), поднявших в 80-ые годы знамя «педагогики сотрудничества», ничего не смогла сделать в масштабе страны, и мода на «педагогику сотрудничества» быстро прошла.
Официальная педагогика как была авторитарной, так и осталась. И главная причина в том, что наша государственная школа зиждется на «Великой дидактике» Я.А. Коменского, которой скоро исполнится 400 лет.
Любые традиции всегда заключают в себе мощную систему тормозов, где на любой вопрос «а почему?» следует логичный ответ: «А всегда так было!»
«Народное образование» во все времена было наиболее консервативной областью государственного уклада. Мы сами, когда учились в школе, все ученики до нас и после нас, если чему-то и научились, то не благодаря существующему «учебно-воспитательному процессу», а вопреки ему.
Вот очевидное доказательство: в 1-ом классе на любой вопрос учителя – «лес рук», но с каждым годом этот «лес» редеет. Более того, ученики начинают прятаться за спину впередисидящего – «лишь бы не спросили!»
Изначально мощное детское любопытство в школьных стенах основательно разрушается. Безграничная детская жажда познания за школьные годы у большинства учащихся значительно тускнеет.
Наверх
ЗАКОН РАННЕГО СТАРТА
Кто раньше начинает, тот остаётся впереди
"В год научить ребёнка читать легче, чем в два,
а в два легче, чем в три…"
Глен Доман
Чем младше ребёнок, тем легче его учить в силу двух обстоятельств. Во-первых, только в момент рождения ребёнок имеет самый высокий потенциал гениальности. Сумеет ли он реализовать этот потенциал, зависит от нас, взрослых. Дадим ли мы ему такую возможность? Сможем ли мы организовать его первые дни и месяцы так, чтобы информация интенсивным потоком проникала в его стремительно формирующийся мозг?
Во-вторых, чем старше ребёнок, тем больше вмешивается в обучение его характер. Маленькие дети будут смотреть на всё, что бы им ни показывали. Будут слушать всё, что бы им ни рассказывали. А дети постарше уже имеют свои ярко выраженные пристрастия: что-то они любят, а что-то нет. И договориться с ними бывает достаточно сложно.
И чем старше ребёнок, тем бльшими педагогическими способностями должны обладать родители, если хотят чему-либо обучить своего малыша.
В раннем детстве, в период интенсивного физического роста мозга происходит формирование многих его функций, которые, если не будут развиты в своё время, никогда в дальнейшем не сформируются.
Говорят факты
Самый любопытный человек на Земле – это младенец
В науке делались многократные попытки определить хронологические границы формирования тех или иных психических и интеллектуальных функций. Когда именно у человека интенсивно формируются речевые способности, музыкальные, художественные, математические и т.д.?
Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом. Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки. Любой, даже самый талантливый лингвист и полиглот, не в состоянии избавиться от акцента, научиться фонематически адекватно воспроизводить говор носителей языка.
А любой учащийся вспомогательной школы, имеющий диагноз олигофрения в степени выраженной дебильности, будет говорить на родном языке без малейшего акцента.
Вдумайтесь в значение этого факта! Переоценить его невозможно.
Уважаемый читатель, если Вы занимаетесь наукой и ищете тему для диссертации, вот Вам беспроигрышное и неисчерпаемое направление для исследований: формирование психических и интеллектуальных функций головного мозга в раннем детстве. Известно, что если ребёнок до семи лет будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.
Если ребёнок до семи лет будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.
Говорят факты
Если ребёнок до семи лет не будет иметь возможности общаться на языке, то он никогда в дальнейшем не сможет постигнуть тайны языка.
Наверх
ЗАКОН ПОХВАЛЫ
Ребёнок любит делать то, за что его хвалят.
"Ученик должен учиться победно!
В.Ф.Шаталов
Восхищайтесь успехами своего малыша! Чем восторженнее ваша реакция по поводу какого-либо действия ребёнка, тем большее желание он испытывает вновь и вновь делать то, за что его хвалят. Не только малыши, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят.
Этот закон по праву считается волшебным. Если Вы научитесь ему следовать, в Ваших руках окажется мощное средство педагогического воздействия.
Уважаемые родители! Прежде чем Вы начнёте на практике применять этот закон, соберите семейный педагогический консилиум. Пригласите бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек – словом, всех, кто имеет к ребенку непосредственное отношение и в повседневной жизни вступает с ним в контакт).
На этом педагогическом консилиуме придите к единому решению: каким должен вырасти Ваш ребёнок:
гением или бездарем,
героем или предателем,
добрым или злым,
щедрым или жадным,
созидателем или разрушителем,
сильным или слабым и т.д.
После того как Ваш консилиум придет к единогласию во взгляде на будущее малыша, смело применяйте данный закон на практике: активно хвалите своего ребёнка за проявление тех качеств, которые хотите у него сформировать, и не замечайте те качества, формирование которых для Вас нежелательно.
У Вас в руках мощное средство педагогического воздействия – средство формирования личности.
Кого Вы хотите вырастить: художника или композитора, математика или конструктора, педагога или врача? Знайте: Ваш ребёнок в момент рождения одарён ко всему!
Говорят факты
Все великие художники выросли в семьях, где никто не умел рисовать!
Случайно это или нет? Давайте рассмотрим под воображаемым микроскопом суть происходящих психологических процессов.
Например, малыш впервые в жизни взял в руку карандаш и что-то нарисовал. Мама в восторге:
- Мы уже карандаш держим! Мы уже рисуем!
Малыш прекрасно чувствует, какие его действия привели маму в восторг. Он снова тянется к карандашу, снова что-то пытается нарисовать.
И если мама каждый раз будет искренне восхищаться его успехами, то он будет хотеть рисовать всё больше и больше.
А чем больше он будет рисовать, тем лучше у него будет получаться.
Придёт в первый класс. Урок рисования. Все рисуют, он рисует. Учительница сразу обратит внимание на работу нашего юного художника. Четкость линий, прорисованность деталей, композиция рисунка – всё уже говорит о юном даровании.
Учительница покажет этот рисунок всему классу:
- Посмотрите, как Сережа нарисовал!
Первоклашки сравнят свои каракули с великолепным рисунком Сережи, и на долгие годы возникнет мнение: «Сережа – лучший художник в классе!»
А Сережа горд! Он старается рисовать лучше и лучше. Ведь именно это делает его в глазах окружающих особенным.
А как же обстоит дело в семье художника?
Прибежит к папе-художнику малыш со своим рисунком:
- Папа! Смотри, что я нарисовал!
Папа посмотрит рисунок, похвалит ребенка, ещё и по головке погладит:
- Какой молодец! – скажет. – Весь в отца! Художником станешь!
Но после этого папа начнёт анализировать рисунок, советовать, поправлять:
- Знаешь, сынок, вот здесь нужно не так, а вот так сделать… А здесь вот так дорисовать…
Как же поведёт себя маленький художник?
Он не будет долго выслушивать замечания отца. Выхватив свой рисунок, он убежит с ним к себе в комнату, скомкает его или изорвёт и выбросит в корзину. А про себя будет ещё долго негодовать:
«Я так хорошо нарисовал! А тебе не понравилось! Штриховка у меня не такая! Карандаш я неправильно держу! И не буду я вам больше рисовать!»
Да, папа – художник. И как любой профессионал, он сразу видит, как можно работу поправить, улучшить. Из благих побуждений научить сына рисовать лучше папа добивается обратного. А почему?
Да потому, что никто из нас не любит делать то, что получается плохо. И наоборот: все мы любим делать то, что у нас получается лучше, чем у других.
Говорят факты
Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки
Трагедия Страдивари
Страдивари - великий итальянский мастер, сделавший около тысячи скрипок. Все скрипки Страдивари поют, ценятся они на вес золота.
Но Страдивари не был счастлив: гениальный мастер так и не смог передать секреты ремесла своим детям. Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки. Почему?!
Вспомните кинофильм «Визит к минотавру». Великий актер Сергей Шакуров сыграл в этом фильме сразу две роли: следователя и Страдивари.
Вспомните эпизод, где Шакуров-Страдивари в мастерской обучает своих сыновей делать скрипки.
Вот он с гневом бросается к одному сыну:
- Как ты держишь стамеску! Этой стамеской надо вести вдоль древесного волокна, а не поперек!
Тут же бросается к другому сыну:
- Как ты держишь ножовку?
Гнев, крик, затрещины. Ну кто после этого будет душу вкладывать в изготовление скрипок?
Никто.
Вот и получилось: как ни старался великий мастер передать все секреты своего искусства собственным детям – ничего не получилось.
Уважаемые родители! В Ваших руках волшебное средство!
Если Вы хотите развить у своего ребенка какую-либо одарённость – хвалите его за любое достижение в этом направлении.
А если Вы хотите отбить желание чем-либо заниматься – говорите ему, как плохо у него это получается.
Проведите эксперимент!
После какого-либо действия своего ребёнка, которое можно считать его личным достижением, т.е. он сделал то, чего раньше не делал никогда (впервые пошел, сам надел колготки, что-либо нарисовал и т.п.), попробуйте искренне, восхищенно, ярко его похвалить. И Вы увидите, что будет потом.
Наверх
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Чем выше взаимоуважение учителя и ученика, тем легче учеба
Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением. К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.
Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться.
Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле, для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.