Дискуссия (от discussio- рассмотрение, исследование).
Семинарские занятия
seminarium - рассадник ("посев" знаний педагогом - "прорастание" их в сознании учеников)
Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Педагогические задачи семинара (по А.М.Матюшкину):
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях:
а) овладение языком соответствующей науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Частные задачи семинара:
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Просеминар: занятие, готовящее к семинару (на первых курсах).
Типы семинаров в ВШ:
1. Семинар, имеющий целью углубленное изучение определенного учебного курса и тематически прочно связанный с ним.
2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Традиционные формы семинарских занятий:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Спецсеминар - школа общения начинающих исследователей. Предпочтительно обсуждать:
1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения (коллективная работа, активное участие каждого студента).
Дискуссия (от discussio- рассмотрение, исследование).
Дискуссии могут быть организованы преподавателем или возникать спонтанно.
Особенности дискуссии:
1. Устная форма
Достоинства | Недостатки |
Эмоциональный, психологический момент | Легко переходит во взаимные обвинения |
Быстро можно указать на непонимание или искажение мыслей, точки зрения | Убежденность в правильности точки зрения может возникнуть не на основе логического доказательства и опровержения, а на основе эмоционального воздействия |
2. Рассматриваются вопросы двух типов:
Дискуссионные проблемы науки (нет ответов) Цель - показать творческий характер поиска истины, приобщить к исследовательскому поиску и привлечь к процедуре поиска истины. | Проблемы, решенные в науке, но эти решения неизвестны студентам. Цель - подвести слушателей через столкновение мнений к правильному пониманию, решению. |
Преподаватель должен:
- четко представлять имеющиеся и опубликованные в литературе точки зрения;
- разбираться в тонкостях аргументации каждой из них;
- иметь и обосновать свою точку зрения на решение дискуссионной проблемы.
Эффективный способ стимулирования дискуссии - метод сознательной конфронтации:
1. Поощряются независимые, неожиданные, неординарные суждения, развитие прямо противоположных точек зрения.
2. Возникает конфликт, конфронтация.
3. Развивается творческое воображение, креативное, критическое мышление.
Критерии качества семинарского занятия
1. Целенаправленность - выделение главного, связь теории с практикой.
2. Планирование - выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомство с последними достижениями науки и техники по предмету.
3. Организация работы - умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем.
4. Стиль проведения занятий - оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли.
5. Отношение преподавателя к студентам - уважительное, в меру требовательное или равнодушное.
6. Отношение студентов к преподавателю - уважительное или безразличное, критическое.
7. Управление группой - преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон, не владеет ситуацией.