Подготовительная процедура «Ритмирование».
Кинезиологические упражнения для эффективного обучения
Наши мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. В идеале между ними должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций. Однако различные стрессовые факторы, с которыми нам приходится сталкиваться, этот баланс нарушают.
Что происходит с человеком, когда он попадает в стрессовую ситуацию? Вначале он мысленно оценивает ее как неблагоприятную или угрожающую, затем подключаются его эмоции - тревога, страх, злость, паника. Высвобождается адреналин, и система «мозг - тело» отвечает серией реакций, направленных на выживание. Это инстинктивные реакции, которые достались нам в наследство от животных, - мы либо замираем, либо нападаем, либо убегаем. Но если речь идет о человеке как о существе социальном, то он не может в ситуации, обидной для него, ударить кого-то и убежать. Тогда химические вещества, выделенные и не израсходованные его организмом для отражения опасности, накапливаются в определенных зонах тела, в мышцах.
В результате образовавшиеся зажимы затрудняют прохождение сигналов от мозга к важным органам тела и обратно. Помимо этого, при длительном стрессе вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к учению и запоминанию. Даже при выполнении простых заданий происходит быстрое утомление. Ни о какой нормальной учебе или работе не может быть и речи.
Для восстановления баланса в системе «мозг - тело» и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого эффективно применять методы кинезиологии. Рассмотрим некоторые упражнения. Взрослые могут помочь своим детям в изучении и освоении предложенных нехитрых упражнений.
Подготовительная процедура «Ритмирование».
Предназначена для эффективной подготовки к восприятию учебного материала. Перед началом «Ритмирования» нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности. Затем можно приступить к выполнению упражнений.
Упражнение «Кнопки мозга». Способствует обогащению мозга кислородом и подготавливает его к восприятию информации. Можно выполнять стоя и сидя.
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного «скосолапив», колени расслаблены.
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
Упражнение «Перекрестные шаги». Благодаря этому упражнению одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4-8 раз), дышите в обычном темпе.
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чтобы прочувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, оно выполняется неправильно - либо вы слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
Упражнение «Крюки». Направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Оно приводит к интегрированному состоянию, которое способствует наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Кроме того, оно способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Скрестите лодыжки.
2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
3. Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
Движения, пересекающие среднюю линию тела
Эта группа упражнений способствует интеграции связей полушарий, что помогает полноценному восприятию материала. Сюда же относится рассмотренное выше упражнение «Перекрестные шаги».
«Ленивые восьмерки для глаз». Важное коррекционное упражнение, которое рекомендуется выполнять после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука - глаз», так что улучшаются действия, требующие зрительной работы (дети лучше следят за материалом, написанным на доске). Включаются оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения.
1. Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевернутой восьмерки (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслабленно. Следите за движением пальца только глазами: то есть глаза вслед за рукой рисуют восьмерку, при этом голова все время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке – вправо, вверх, и обратно в центр. Движения должны быть медленными и осознанными.
2. Повторите движение как минимум по три раза каждой рукой, плавно и непрерывно.
3. Обе руки вытяните вперед и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («X»). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделайте «Ленивую восьмерку» минимум три раза.
«Ленивые восьмерки для письма». Выполняется аналогично «Ленивым восьмеркам для глаз». Восьмерка рисуется перед собой на парте или на доске. Сначала правой рукой минимум четыре раза, затем - левой минимум четыре раза, затем указательными пальцами, образовывающими перекрестие («X») минимум четыре раза. Выполняется для активизации связи «рука - глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли, которые нужно выразить письменно (если дети начинают испытывать стресс во время выполнения контрольных работ, написания сочинений, чувствуют «творческий застой»).
«Слон». Упражнение способствует активизации всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, т. к. способствует полноценной активизации ретикулярной формации (осуществляет активацию коры головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга) и настройке внимания.
Также улучшается память, навыки чтения и понимания прочитанного, речи. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению, улучшает память.
1. Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, чуть скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.
2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке.
Для того, чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение и без звука.
3. Выполняйте упражнение медленно, от 3 до 5 раз левой рукой и столько же правой.
«Энергезатор». Способствует повышению уровня кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч. Помогает пробудить весь организм после долгого сидения или работы за компьютером. Выполняется сидя. Если упражнение выполнять около 10 минут, стимулирует и повышает концентрацию внимания.
Положите руки на стол перед собой, наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Сделайте выдох, расслабьте спину и опустите подбородок к груди.