Б» класса СОШ №16 г. Гомеля Ядченко Янины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Психолого-педагогическая характеристика личности учащейся

Б» класса СОШ №16 г. Гомеля Ядченко Янины

Классный руководитель: ­­­___________ Ковалёва Е.В.

Преподаватель кафедры

психологии: ___________ Гатальская Г.В.

Выполнила:

студентка физического

факультета группы Ф-45п

ГГУ им. Ф. Скорины: ___________ Янчук Е.В.

Гомель 2011

Данная психолого-педагогическая характеристика составлена на ученицу 8”Б” класса СОШ №16 г. Гомеля Ядченко Янину. Сбор фактического материала для написания характеристики проводился при прохождении практики в СОШ №16 с 12.04.11 по 04.05.11.

За период практики с целью изучения личности учащейся мною были использованы следующие методы:

- повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащейся в процессе учебных занятий и внеурочной работы;

- изучение школьной документации и продуктов деятельности ученицы;

- индивидуальные диагностические беседы с самой учащейся, одноклассниками, классным руководителем, учителями-предметниками.

Также использовались методики по изучению личностных качеств учащейся:

- определение типа темперамента;

изучение уровня самооценки.

1. Общие сведения об ученице.

Ядченко Янина, 14 лет. В школе учится с 2003 года. Родилась 16 июня 1997г. в Гомеле, где и воспитывалась до настоящего времени. По национальности белоруска.

Среднего роста, стройная, волосы длинные, распущенные. Яна очень опрятный человек, внешний вид всегда аккуратный, одевается со вкусом, преобладает молодёжный стиль одежды.

2.Физическое развитие и состояние здоровья.

У Яны хорошее здоровье, хронических заболеваний нет. Занимается в основной группе по физической культуре, отметки по физической культуре 9,10. Яна посещает секцию по лёгкой атлетике. Физическое развитие соответствует возрасту девочки (14 лет). Вредных привычек не имеет.

3.Условия семейного воспитания.

Живёт с родителями. Семья полная. Яна является единственным ребенком в семье. Отец, Василий Васильевич, работает водителем в автобусном парке №6. Мать, Жанна Венедиктовна, работает швеёй в ОАО «Коминтерн».

Дома у Яны есть своя комната, где она и выполняет свои домашние задания, старается делать это в одно и то же время. Воспитанием дочери занимаются оба родителя. Но со слов Яны, отец не так активно занимается воспитанием дочери, как мать. Мама контролирует дочь и знает всё об её учёбе. Родители посещают родительские собрания, активно участвуют в мероприятиях школы, постоянно поддерживают контакт с классным руководителем – Ковалёвой Еленой Владимировной. Родители интересуются успеваемостью и школьной жизнью Яны, однако жесткого контроля и требований со стороны родителей относительно учебы и внеурочной деятельности нет. Родители рассчитывают на сознательность и самостоятельность своего ребенка.

У Яны есть определенные обязанности по дому: мытье посуды, влажная уборка, помощь на кухне, которые она воспринимает как должное.

Отношения в семье доверительные, Яна всегда может рассчитывать на совет и поддержку. Дома в семье равноправие, забота и дружба.

Родители Яны хотят, чтобы она получила хорошее образование, которое поможет ей найти себе место в жизни.

4. Интересы школьницы.

Интересы и потребности разносторонние. Слушает музыку, много времени проводит с подругами, с удовольствием читает в свободное время. Любит интеллектуальные игры. Яна принимает участия в культурно-массовых, художественно-эстетических мероприятиях. Положительно относится к общественно-полезной работе. К спортивно-оздоровительным мероприятиям проявляет особый интерес. Яна ходит в секцию по лёгкой атлетике, где изрядно преуспевает. Она хорошо совмещает учёбу с секцией. У девушки сформированы все необходимые умения и навыки.

Яне легко даются предметы гуманитарного характера. Любимые предметы в школе – физкультура, биология, русская литература. Нелюбимые ­– математика и химия.

Посещает факультативы по биологии и истории.

5. Интеллектуальное развитие.

Особенности памяти. Хорошая скорость заучивания, точно и полно воспроизводит материал. Тип памяти - моторно-слуховой, хорошо развита зрительная память. Очень развитая кратковременная память. Она быстро запоминает всё новое, что узнаёт на уроке. Но Яне надо развивать и тренировать память, чтобы она могла вспомнить не только то, что выучила недавно, но и то, что учила месяц назад.

Особенности мышления. Развито словесно-логическое и образное мышление. Ей не доставляет труда запомнить различные факты, она может решать задачи различными способами. Яна очень логично и доказательно излагает материал, она сообразительна и самостоятельна в рассуждениях, критична, может (но не всегда) проникнуть в сущность сложных вопросов. Яна умеет анализировать текст, сравнивать и давать определение понятий, приводить примеры и факты.

Особенности внимания. Главная положительная особенность внимания Яны – это устойчивость. На протяжении практически всего урока редко отвлекается на мелкие раздражители. Причём устойчивость внимания проявляется как на физике (любимом предмете), так и на математике (который не очень любит). Также положительное – это скорость переключения внимания его распределение. Яна умеет выполнять несколько видов работ одновременно. Она может работать с учебником и одновременно слушать учителя.

Развитие речи. У Яны четкая речь, большой словарный запас, она выразительно и правильно говорит. Ясно и логично излагает свои мысли, умеет выслушивать выска­зывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Письменная речь также развита: почерк аккуратный, разборчивый; при письме свои мысли излагает последовательно и логично.

6. Способности.

У Яны сформирован хороший уровень учебных умений и навыков. Умеет обобщить учебный материал, выделить главное, провести сравнительный анализ и дать сравнительную характеристику, грамотно и точно систематизирует материал. Всегда выказывает собственное отношение к изучаемым фактам и событиям.

7. Особенности темперамента.

У Яны преобладают черты флегматического типа, выражены также черты сангвиника.

Она хорошо владеет собой, уравновешена, подвижна. Очень энергична и работоспособна, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Если она отвлекается, ее легко дисциплинировать. Она хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольные реакции. У нее быстрый ум, находчивость.

Она производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранной и целеустремленной, не теряя при этом чувство юмора.

Упорна, если увлечется делом. Яну можно назвать человеком трудоспособным, трудолюбивым.

Яна оптимистична и жизнерадостна. К лидерству не стремится.

8. Эмоциональные проявления.

Обычно на уроках Яна спокойна и серьёзна (но иногда отвлекается), а на переменах настроение у неё жизнерадостное. Редко бывает чем-то раздражена, недовольна или встревожена. Яна всегда сдержана, владеет собой, умеет контролировать эмоции, ее сложно вывести из равновесия. На грубость в её адрес отвечает она спокойно, не раздражаясь, иногда может просто промолчать. В ответственной ситуации она может мобилизоваться и показать высокие результаты (например, на контрольной работе), но бывает, допускает ошибки. Уровень успеваемости выше среднего. К учителям относится уважительно.

9.Волевые качества.

Янина целеустремлённа, решительна, настойчива, у нее всегда есть свое мнение. Собеседника всегда выслушает до конца, не перебивая.

Поведение в психологически значимых ситуациях разное. Например, при ссоре она старается не конфликтовать, не подавать вида что расстроена, хотя внутренне очень переживает ссоры. Девушка самостоятельна, всегда может принять решение и здраво оценить ситуацию. Эмоционально устойчива.

К работе относится добросовестно, при выполнении различных заданий, поручений проявляет ответственность и трудолюбие. К вещам относится аккуратно, бережно.

10.Отношение к коллективу учащихся класса и учителям. Уровень притязаний и самооценка. Морально-этические качества.

Яна учится хорошо, старательно, на уроках активна, дисциплину не нарушает, отвечает чётко, ясно. Одноклассники к Яне относятся хорошо, знают, что на неё можно положиться. В классе у нее много друзей. Близко дружит с Акулиной Екатериной. В общественной работе она выполняет роль исполнителя. К окружающим очень заботлива, старается помочь всем кто попросит и пытается сделать максимум возможного. К мнению коллектива относится благожелательно. С учителями конфликтов не бывает, Яна всегда выполняет их требования, все замечания слушает внимательно, старается не допускать подобных ошибок.

Она охотно откликается на предложение участвовать в общественной работе, помогает одноклассникам и учителям, чутко относится к их проблемам, терпима к критике в свой адрес. Старательная помощница классного руководителя. Она всегда помогает организовывать как урочную, так и внеклассную работы.

У Янины уже чётко сформировалось понятие о нравственных нормах. В её поведении устойчиво проявляются нравственные качества. Она уважает труд, проявляет добросовестность и аккуратность в любом деле: и в общественной работе, и в учебной деятельности. На уроках она активна, домашнее задание выполняет регулярно. Главные мотивы её учебной деятельности: подготовка к будущей профессии, любит мыслить, думать, ей интересно узнавать новое. Яна проявляет интерес биологии и анатомии. В будущем хочет стать биологом или выдающейся спортсменкой. Девушка общительна, старается говорить правду, в общении проявляет тактичность.

У Яны уровень притязаний выше среднего, причём уровень адекватный. Она хочет добиться хороших результатов в учёбе. Самооценка адекватная.

Заключение.

Личность Янины развивается в верном направлении. У неё разносторонние интересы. Яну отличает то, что она внимательна, быстро всё схватывает.

На основании обобщения фактов можно заключить следующее: Ядченко Янина жизнерадостная, спокойная, целеустремленная девочка, является активистом в классе. Основными ее достоинствами является то, что она не конфликтный человек, всегда готовится к урокам, начитанна, эрудированна, охотно трудится, не грубит учителям, не реагирует агрессивно на замечания, не пропускает без причины уроки, общительна, дружелюбна, с хорошим чувством юмора. Среди недостатков: небольшая лень, немного излишне самоуверенна. У нее развит командный дух, она с интересом вовлекается в различные виды коллективной деятельности с участием всего коллектива класса. Я считаю, что формирование личности Янины происходит при правильно поставленном воспитании как со стороны семьи, так и со стороны школы, однако она может значительно прибавить в своих умственных способностях, значительно увеличить уровень своей воспитанности, в общем, сделать значительный прогресс в развитии своей личности, если сама приложит к этому максимум усилий.

Поэтому хотелось бы посоветовать учителям применять, прежде всего, индивидуальный подход, насколько это возможно. При этом необходимо опираться на его интересы. Поручение ему различных заданий пойдет на пользу обоим сторонам.

Наши рекомендации