Комплексный подход в организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с проблемами интеллектуального развития
//Реабилитация лиц с проблемами в развитии. Сборник научных статей.- СПб.: Изд. Союз, 2000. С.36-43.
В последние десятилетия наблюдается расширение возрастных границ оказания коррекционно-образовательных услуг детям с проблемами развития. Это нашло отражение в бурном развитии теории и практики коррекционного воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с проблемами интеллектуального, сенсорного, двигательного, эмоционального и речевого развития. Таким образом получила практическое решение идея, высказанная еще Л.С.Выготским о том, что раннее включение ребенка с особыми эмоциональными и образовательными потребностями в процесс специально организованной коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию потенциальных возможностей его развития и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития, какой является младший школьный возраст.
В качестве достижений этого времени можно отметить следующее:
1) Проведение многочисленных исследований по проблемам изучения особенностей развития в первые годы жизни ребенка с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи и т.п., по вопросам раскрытия принципов, содержания, методов, форм воспитания и обучения разных категорий детей. Благодаря этому, в настоящее время созданы научно-теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, проблемы в развитии которых проявляются на первых этапах их развития.
2) Развитие организационных форм оказания детям дошкольного возраста коррекционно-образовательных услуг. В настоящее время таких форм достаточно много, что создает возможность выбора конкретной формы для каждого ребенка в соответствии с потребностями и возможностями как самого ребенка, так и его родителей. К ним можно отнести следующие:
- группы в общеобразовательных дошкольных учреждениях, в которых вместе воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с проблемами интеллектуального развития;
- группы для детей с задержкой психического развития и группы для детей с выраженной умственной отсталостью при общеобразовательных детских садах;
- детские сады компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью;
- дошкольные группы при специальных школах;
- консультативные группы при специальных детских садах;
- дошкольные группы при специальных школах-интернатах;
- надомное обучение детей, имеющих сложные отклонения в развитии.
Все эти формы обеспечивают реализацию права каждого ребенка на помощь в развитии и особые условия воспитания, а также дают возможность в той или иной мере интегрировать его в общество.
3) Создание системы подготовки специалистов (учителей-дефектологов, воспитателей, психологов) для работы с детьми дошкольного возраста с проблемами развития в системе высшего и среднего педагогического образования. Уже в течение более 20 лет осуществляется подготовка олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов дошкольных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. В последние годы успешным является опыт подготовки воспитателей в системе педагогических училищ, полученный, в частности, в ВПУ № 6.
Таким образом, успешно решается вопрос о кадровом обеспечении помощи детям дошкольного возраста с проблемами развития.
4) Теоретическое и организационно-методическое обеспечение коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с проблемами развития.
Проблема коррекционно-воспитательной работы с детьми с проблемами в развитии привлекала внимание ученых с момента организации систематической помощи детям с проблемами в развитии. Это является закономерным, т.к. организация коррекционно-воспитательной работы является основным направлением в деятельности образовательных учреждений, где воспитываются и обучаются, в частности, дети с проблемами интеллектуального развития, в том числе и дошкольного возраста. У истоков ее теории и практики лежат работы таких видных дефектологов как Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, В.П.Кащенко и др.
В современном понимании коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий (средств), направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическом развитии детей. Именно она самым существенным образом отличает деятельность общеобразовательных дошкольных учреждений и учреждений, в которых воспитываются дети с проблемами развития.
Одной из основных характеристик коррекционно-воспитательной работы является ее комплексность, которая предполагает обеспечение возможности оказывать коррекционные воздействия, как на физическое развитие ребенка, так и на развитие всех психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом через использование всей системы средств.
Комплексный характер коррекционно-воспитательной работы обеспечивается, в частности, реализацией таких ее принципов как принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий, а также принцип сотрудничества с семьей.
Дети с проблемами в развитии, в частности, интеллектуальном, очень часто страдают разнообразными соматическими и психическими заболеваниями, дисфункциями нервной системы, которые требуют оказания им организованной медицинской помощи.
Этот принцип отражен уже в определении коррекционно-воспитательной работы, где говорится о системе психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Медицинские мероприятия объединены общим названием – лечебно-оздоровительная работа. Она включает:
а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.);
б) лечение (медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия);
в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др.).
Вся лечебно-оздоровительная работа способствует правильному физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья. Планомерное, систематическое проведение всех мероприятий в комплексе осуществляется медицинским персоналом дошкольного учреждения (врач, медсестры, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК).
Медицинские мероприятия создают благоприятные условия для успешного проведения психолого-педагогических. В практике ее организации важное значение имеет согласованное взаимодействие всех специалистов - врача, учителя-дефектолога, психолога, логопеда. Во многих длительное время работающих дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития создалась отлаженная система такого взаимодействия. Примером таким может служить ДОУ № 97 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга.
К психолого-педагогическим средствам, которые широко применяются в процессе коррекционно-воспитательной работы относятся:
- охранительный педагогический режим;
- игра и другие виды детской деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация);
- средства, придающие своеобразие процессу обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, сниженный темп обучения, повторность в обучении, структурная простота содержания.
- психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении.
Охранительный педагогический режим предполагает соблюдение щадящего режима в организации жизни, быта и деятельности детей в дошкольном учреждении, а также в построении отношений взрослых к ребенку и отношений между детьми.
Условия, обеспечивающие возможность организации щадящего режима в дошкольных учреждениях для детей с проблемами развития:
1) Относительно небольшая наполняемость групп, в которых воспитываются дети. В соответствии с «Типовым положением» (1995), наполняемость групп для детей с нарушением интеллекта) умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития в возрасте до 3 лет составляет до 8 человек; наполняемость групп для детей с нарушением интеллекта) умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития в возрасте старше 3 лет составляет до 10 человек, а для детей с глубокой умственной отсталостью этого же возраста – до 8 человек.
2) Наличие в дошкольном учреждении большого количества специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели. Ежедневно с каждой группой детей работает учитель-дефектолог и воспитатель, ведущие параллельно работу, как правило, в первую половину дня. Необходимую помощь в просмотре за детьми, организации их деятельности и проведении режимных моментов оказывает также помощник воспитателя. Кроме этого в соответствии с расписанием занятий к работе с группой детей систематически подключаются и другие специалисты: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры и др. Таким образом, дети не находятся длительное время в полном составе группы, что предупреждает возникновение у них физического и психического переутомления.
3) Наличие в учреждении соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы (комплекс помещений для каждой группы: групповая комната, раздевалка, спальня, туалетная комната; кабинет учителя-дефектолога, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет, кабинет массажа и физиотрепевтический кабинет и др.). Это позволяет на должном уровне проводить всю работу с ребенком, рассредоточивать детей в течение дня, разнообразить их впечатления и тем самым предупреждать возникновение утомления и поддерживать оптимальный уровень протекания высшей нервной деятельности и всех психических процессов и функций.
4) Наличие развивающей среды в дошкольном учреждении, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.
Широкими коррекционно-развивающими возможностями обладает игра и другие виды детской деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация). Положение о том, что деятельность является ведущим фактором психического развития ребенка, принадлежит к числу основных теоретических положений, лежащих в основе построения теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Целенаправленное их использование в процессе воспитания детей с проблемами интеллектуального развития способствует преодолению или ослаблению недостатков в их психическом и физическом развитии
Безусловно, коррекционный потенциал каждого вида деятельности является различным. Характер и содержание деятельности, целенаправленно используемой в качестве средства коррекционно-воспитательной работы будет определять преобладание тех или иных задач. Так, без всякого сомнения, подвижная игра направлена, прежде всего, на двигательное развитие, но она также способствует развитию восприятия речи, формированию пространственных представлений и ориентировок, памяти, воображения, эмоциональному и волевому развитию ребенка, формированию у него таких качеств как честность, инициативность и т.п.
Опыт деятельности творчески работающих дошкольных учреждений (в частности, ДОУ № 97 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга) показывает, что существуют возможности совершенствования организации коррекционно-воспитательной работы в направлении расширения спектра коррекционных воздействий на ребенка. Такими путями являются, в частности:
- использование разнообразных форм работы с ребенком, в том числе, введение дополнительных коррекционных занятий, в которых возникают естественные возможности формирования у детей в совместной деятельности, приемов и средств общения, проводимых учителем-дефектологом, педагогом-психологом и музыкальным руководителем (музыкально-игровых занятий, занятий «В мире сказки» и др.);
- широкое использование музыки на занятиях изобразительной, конструктивной и игровой деятельностью, занятиях физкультурой, занятиях учителя-дефектолога (по развитию речи и ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений);
- активизация психомоторного развития детей путем использования эффективных методик коррекционного воздействия и др.
Успешность коррекционно-воспитательной работы в большой мере зависит от участия в ней семьи. Семья, в которой воспитывается ребенок с проблемами в развитии, особенно с выраженными, испытывает эмоциональные, нравственные и, часто, материальные проблемы. Такие моменты как: ограничение возможностей профессиональной деятельности одного из родителей при необходимости обеспечения соответствующих условий ухода за ребенком и его воспитания; то, что ребенок не оправдывает надежд и ожиданий родителей, неблагополучный прогноз развития ребенка достаточно часто отрицательно сказываются на атмосфере в семье, взаимоотношениях между родителями. Иногда это может привести даже к распаду семьи. В такой ситуации семья нуждается в поддержке и помощи со стороны образовательного учреждения, как в плане оказания квалифицированной помощи ребенку, так и в плане психологической поддержки родителям и другим ее членам. Создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, единство требований, предъявляемых ребенку со стороны дошкольного учреждения и семьи, а также активное участие в воспитании ребенка, безусловно, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию. Формы работы с семьей являются самыми разнообразными. Наиболее действенными из них являются: участие родителей в индивидуальных и групповых занятиях, в которых участвует их ребенок, включение родителей в совместную деятельность с ребенком на занятиях, индивидуальные консультации специалистов учреждения и др.
Таким образом, комплексный подход в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с проблемами развития позволяет обеспечить необходимые условия для достижения каждым ребенком потенциального для него уровня развития и продолжения обучения в школе по программе, соответствующей его возможностям.