Использование методов демонстрации.
• Применениепоказа изучаемых движений, действий (в целях предварительного ознакомления, уточнения представлений ' об отдельных сторонах, деталях, побуждениях учащихся к совершенствованию техники движений, обеспечению большей их выразительности и др.). Достоинства и недостатки демонстрации техники движений учителем (или учеником); своевременность показа, достаточность продолжительности повторное™ фиксация на нем внимания занимающихся (или злоупотребление им), обеспечение предварительной подготовки учащихся к наблюдению показываемого, выбор учителем удобного для этого места и положения по отношению к учащимся; отношение их к показываемому; влияние показа на характер последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, творческое варьирование), достигнутый результат,
• Использованиеиллюстративных материалов (схем, рисунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации положений в перемещении частей тела при выполнении упражнения и др.).
• Использованиеслухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (при помощи хлопков, метронома и других звуколидеров, цветных (флажков, разметок, предметных ориентиров, организации "прочувствования" относительно пассивных движений, направляемых партнером и др.). Продуманность соответствующих методических приемов, умение правильно использовать их, достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс учения и образовательно-воспитательная эффективность.
Использованиемузыки. Цель использования музыки (регулировка темпа, ритма; формирование
представления, стимулирование воображения, эмоциональное воздействие и др.). Умение выбрать музыкальное произведение, организовать слушание музыки, руководить выполнением под нее упражнений, отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность.
5.3. Обеспечение взаимосочетания методов слова и демонстрации.
Взаимосочетание различныхметодов слова. Примененные сочетания: рассказа с попутным описанием; описания или разбора с объяснением, вопросами к учащимся, указаниями; беседы с элементами описания, объяснения; разбора с примерами оценки и т. п. Умение определять основной метод (методический прием) и подбирать дополнительные к нему; обоснованность сочетаний с точки зрения их соответствия задачам учебно-воспитательной -работы, особенностям и возможностям занимающихся, своеобразию учебного материала, условиям работы, возможностям педагога; эффективность применяемых сочетаний.
Взаимосочетаниеметодов демонстрации. Примененные сочетания: натурального показа упражнения в целом с повторным акцентированным показом какой-либо части или элемента;
натурального показа с демонстрацией какого-либо иллюстрированного материала; демонстрации движения на шарнирном макете человеческого тела - с целостным показом этого движения и т.д. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовать их в сложившихся обстоятельствах учебно-воспитательной работа; достигнутая эффективность сочетаний.
Сочетаниеметодов и методических приемов слова с методами и приемами демонстрации. Применение сочетания:
описания с натуральным показом или использованием иллюстративного материала; показа с односторонним разбором или коллективным обсуждением; контрастного показа (одного правильного, второго - в каком-то отношении неправильного) с последующим разбором и оценкой; натурального показа или демонстрации кинограммы с объяснением и т.п. Степень обоснованности выбранного сочетания, особенно, последовательности его элементов (методов и методических приемов); оценка умения практически использовать избранное сочетание в конкретных условиях данного урока, достигнутая образовательно-воспитательная эффективность.
ТЕМА 6.