Использование методов демонстрации.

• Применениепоказа изучаемых движений, действий (в це­лях предварительного ознакомления, уточнения представлений ' об отдельных сторонах, деталях, побуждениях учащихся к со­вершенствованию техники движений, обеспечению большей их выразительности и др.). Достоинства и недостатки демонстрации техники движений учителем (или учеником); своевременность показа, достаточность продолжительности повторное™ фиксация на нем внимания занимающихся (или злоупотребление им), обес­печение предварительной подготовки учащихся к наблюдению показываемого, выбор учителем удобного для этого места и по­ложения по отношению к учащимся; отношение их к показывае­мому; влияние показа на характер последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, твор­ческое варьирование), достигнутый результат,

• Использованиеиллюстративных материалов (схем, ри­сунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации по­ложений в перемещении частей тела при выполнении упражне­ния и др.).

• Использованиеслухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (при помощи хлопков, метронома и других звуколидеров, цветных (флажков, разметок, предметных ориентиров, организации "прочувствования" относительно пассивных движений, направляемых партнером и др.). Продуман­ность соответствующих методических приемов, умение правиль­но использовать их, достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс учения и образовательно-воспитательная эффектив­ность.

Использованиемузыки. Цель использования музыки (регу­лировка темпа, ритма; формирование

представления, стимулиро­вание воображения, эмоциональное воздействие и др.). Умение выбрать музыкальное произведение, организовать слушание му­зыки, руководить выполнением под нее упражнений, отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность.

5.3. Обеспечение взаимосочетания методов слова и де­монстрации.

Взаимосочетание различныхметодов слова. Примененные сочетания: рассказа с попутным описанием; описания или разбо­ра с объяснением, вопросами к учащимся, указаниями; беседы с элементами описания, объяснения; разбора с примерами оценки и т. п. Умение определять основной метод (методический прием) и подбирать дополнительные к нему; обоснованность сочетаний с точки зрения их соответствия задачам учебно-воспитательной -работы, особенностям и возможностям занимающихся, своеобра­зию учебного материала, условиям работы, возможностям педа­гога; эффективность применяемых сочетаний.

Взаимосочетаниеметодов демонстрации. Примененные сочетания: натурального показа упражнения в целом с повтор­ным акцентированным показом какой-либо части или элемента;

натурального показа с демонстрацией какого-либо иллюстриро­ванного материала; демонстрации движения на шарнирном маке­те человеческого тела - с целостным показом этого движения и т.д. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовать их в сложившихся обстоятельствах учебно-воспита­тельной работа; достигнутая эффективность сочетаний.

Сочетаниеметодов и методических приемов слова с ме­тодами и приемами демонстрации. Применение сочетания:

описания с натуральным показом или использованием иллюстра­тивного материала; показа с односторонним разбором или кол­лективным обсуждением; контрастного показа (одного правиль­ного, второго - в каком-то отношении неправильного) с после­дующим разбором и оценкой; натурального показа или демонст­рации кинограммы с объяснением и т.п. Степень обоснованности выбранного сочетания, особенно, последовательности его эле­ментов (методов и методических приемов); оценка умения прак­тически использовать избранное сочетание в конкретных услови­ях данного урока, достигнутая образовательно-воспитательная эффективность.

ТЕМА 6.

Наши рекомендации