Педагогическая диагностика
Термины “диагноз” (от греч. diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч. diagnostikos — способный распознавать) давно привычны в медицине, биологии, технике, а также в психологии. Общий смысл понятия “диагноз” сводится в этих науках к следующему:
- всестороннее изучение организма человека (или соответственно машин и других технических механизмов и устройств);
- определение отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе машин);
- предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов);
- разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов. Совсем недавно эти термины стали достоянием и педагогики. Одним из первых в Беларуси педагогическую диагностику стал разрабатывать А.И. Кочетов с сотрудниками-соавторами. Знание ребенка, человека вообще, являющегося объектом воспитания, — необходимое условие педагогической культуры. Об этом говорили великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, Я. Корчак и др.
”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей” (А.И. Кочетов).
Педагогическая диагностика, продолжает А.И. Кочетов, призвана ответить на ряд вопросов:
- что и зачем изучать в духовном мире воспитанников и воспитателей?
- по каким параметрам и показателям изучать?
- где и как использовать результаты получаемой информации о качестве педагогической деятельности?
- при каких условиях диагностика включается в целостный учебно-воспитательный процесс?
- каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся — самопознанию (рубрикация И.П.).
Комментируя эти суждения А.И. Кочетова, можно заметить, что, во-первых, педагогическую диагностику он излагает применительно к школьникам и учителю (в контексте темы монографии); во-вторых, за описательным изложением этих понятий автор не подразделил понятия “диагноз” и “диагностика”, истолковал их весьма широко, всеохватно и не дал им более короткого определения.
Названным понятиям — в первом приближении — мы считаем возможным дать такое определение:
педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Педагог (учитель, воспитатель, преподаватель) всегда в какой-то мере исследователь и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учащихся — каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Педагог постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, “сканирование” (от англ. scan — поле зрения) за педагогической ситуацией в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, искусству и культуре вообще, технике, политике и даже хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее.
т.е. анализирует, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и оценивает как средство профессиональной деятельности с тем, чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодным образом использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.
Изучение индивидов и групп может быть основательным и глубоким. Тогда говорят о научно-педагогическом исследовании. Но чаще всего эта работа вызвана повседневными, сиюминутными потребностями учебно-воспитательного процесса. Тогда имеется в виду педагогическая диагностика. В связи со сказанным есть резон более подробно рассмотреть “педагогическое исследование” и “педагогическую диагностику” как научные понятия педагогики.
Понятия “педагогическое исследование” и “педагогическая диагностика” имеют много общего. Прежде всего это их объект: мир педагогических явлений со всеми его атрибутами, на которые направлена преобразовательно-созидательная деятельность учителя и воспитателя. У них общие источники: опыт учебно-воспитательной работы, педагогическая практика в широком смысле, опубликованная литература, школьная документация, вещественные и изустные источники и др. Педагогическая диагностика и исследование используют одни и те же методы: обсервационные, опросные, экспериментальные, логические, статистические, моделирование и др. Общими можно считать и процедуры изучения человека и группы. Их объединяют и способы накопления, хранения и анализа эмпирической информации. Совпадают также инструментарий, аппаратура, оборудование, которые используют как исследователь, так и диагност.
Мы почти не задумываемся над тем, что педагогическое исследование и педагогическая диагностика — все же понятия разные и самостоятельные. Кроме того, отсутствие строгой дифференциации этих понятий можно объяснить и тем, что теоретические и, отчасти, практические вопросы педагогической диагностики стали разрабатываться лишь около двадцати лет назад.
Чтобы лучше представить различия между этими схожими понятиями, мы дадим им сопоставительную характеристику.
Они различаются по предмету. Для педагогического исследования— это закон, закономерности и тенденции науки педагогики; для диагностики— признаки и индикаторы компонентов педагогических процессов, симптомы индивидуально-педагогических особенностей личности, группы.
В “исследовании” и “диагностике” разные цели. В первом случае цель— изучить, обобщить и сформулировать педагогическое явление, закон, тенденцию, до сих пор еще не известные педагогической науке. Педагогическая диагностика ставит иную задачу: на основе всестороннего изучения признаков, симптомов педагогического процесса соотнести педагогический факт или явление с уже известным педагогическим законом, тенденцией. Поиска новых открытий нет, есть распознавание, сравнение, классификация и систематизация фактов и явлений.
Педагогическое исследование предполагает самый высокий, абстрагированный уровень обобщения, в то время как при диагностировании обобщение относим к частному, конкретному случаю. Сроки исследования обычно продолжительны, иногда— многие годы, например, лонги-тюдные (от англ. longitude — долгота). Диагностика же длится недолго, иногда — быстро, конкретные результаты безотлагательно используются в педагогическом процессе, непосредственно происходящем в данный момент, как объективная база для принятия обоснованных педагогических решений. Педагогическая диагностика предполагает распознавание педагогического объекта (личности, группы) через быструю фиксацию его важнейших признаков и соотнесение их к определенным педагогическим законам, тенденциям. На этой основе принимается решение о воздействии на этот объект в желательном направлении.
Проведя такой анализ, мы не противопоставляем два близких понятия, а хотим обозначить их взаимосвязь и особенные характеристики. Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Профессиональные педагоги имеют дело не только с методикой учебной работы. Их интересуют и физическое развитие, и состояние здоровья ученика, и социальная среда, в которой формируется личность. Значит, учитель и воспитатель наряду с диагностикой, в тесной взаимосвязи с нею, обращается и к психодиагностике, и к диагностике социальной, медицинской. Данные об учащихся, получаемые с их помощью, педагог также учитывает и использует для успешного решения практических учебно-воспитательных задач.
Педагогическая диагностика относится к различным разделам учебно-воспитательного процесса: к изучению личности индивида, группы и коллектива людей, учебной и воспитательной деятельности, к системе управления образованием. Ее применяют во всех типах дошкольных и внешкольных учреждений и учебных заведений.