Природа креативности человека.

Содержание семинарских занятий

Семинар № 1.

Человек как предмет научного изучения

Форма проведения: групповая работа.

Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить коллаж «Научные подходы к определению человека», и представить его к защите перед группой.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев. СПБ., 2002.

2. Максакова, В.И. Педагогическая антропология/В.И.Максакова. М., 2004.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология/Г.М. Коджаспирова. М., 2005.

Педагогическая антропология как методология педагогики

С собой принести учебники!

Форма проведения: групповая работа.

Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить опорную карту по теме, и представить ее группе.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. СПб., 2002.

2. Максакова, В.И. Педагогическая антропология/В.И.Максакова. М., 2004.

Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология/Г.М. Коджаспирова. М., 2005.

Семинар № 2.

История развития педагогической антропологии

( 2 часа)

1. Антрополого-педагогические идеи античных и средневековых мыслителей. (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский).

2. Развитие антропологического знания в рамках философии Нового времени (Ф. Бэкон, Спиноза, Я. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, П.Наторп и др.)

3. Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в.

4. Антропологические идеи философии Н.А.Бердяева, П.П. Блонского, М.М.Рубинштейна, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Список литературы

Основной:

1. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И.Максакова. М., 2004.

2.Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова. М., 2005.

Семинар № 3.

Система антропологических взглядов К.Д.Ушинского

( 2 часа)

1. Определение педагогической антропологии, адресат, причины появления, цель и жанр «Предисловия» к работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

2. Основные понятия «Физической части» работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», значение привычки в жизни ребенка, задачи воспитателя, сущность физического воспитания.

3. Факторы развития человека, значимость игры для развития ребенка, педагогическая помощь развитию ребенка как существа интеллектуального, разумного, духовного, целостного («Психическая часть» работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»).

Список литературы:

1. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ К.Д.Ушинский. М., 1989.

Семинар № 4.

Индивид, индивидуальность, личность

(2 часа)

Форма проведения: групповая работа.

Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить компьютерную презентацию по теме «Теории развития личности» (З. Фрейд. А.Адлер, Э. Фромм, Л.С. Выготский и др.), и представить ее к защите перед группой.

Список литературы

Основной:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. СПБ., 2002.

2. Холл, К.С. Теории личности / К.С.Холл, М., 2000.

3. Педагогическая антропология: Хрестоматия. Н.Новгород, 2002.

4. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И.Максакова. М., 2004.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова. М., 2005.

6. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р.Фрейджер, Д.Фейдимен. Спб., 2000.

Семинар № 5-6. Дошкольное детство

Подготовить аппаратуру самостоятельно

Форма проведения: групповая работа.

Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить решение педагогической задачи, и представить его группе.

Задача будет предложена группе во время занятия.

Подростковый возраст

Форма проведения: медиалаборатория по к/ф «Словно жду автобуса».

Задание. После просмотра фильма – обсуждение особенностей подросткового возраста, отраженных в фильме.

Подготовить выступления на тему:

1. Особенности социализации современной молодежи

2. Кризис середины жизни как психологическая проблема

3. Основные проблемы и перспективы старческого возраста

Семинар № 7.

Природа креативности человека.

( 2 часа)

Вопросы:

1. Психологические аспекты творческого процесса.

2. Факторы, препятствующие развитию креативности.

3. Какими способами можно стимулировать творческую активность учащихся.

4. Особенности среды, развивающей креативность учащихся.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 4-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008, С. 105 – 109.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С.214 – 234

Наши рекомендации