Организационно-методические указания
Упражнения в контрах требуют от ведущего урок повышенного внимания, специальных знаний методики подбора упражнений и хорошо продуманной организации занятий, с тем, чтобы при предоставлении самостоятельности действий ученику руководящая роль оставалась за тренером.
Если в рипостной игре главная цель — отработать правильные движения вооруженной руки в условных атаках, защитах и ответах, то в контрах те же приемы становятся боевыми, с активно сопротивляющимся партнером — будущим противником. Атаки выполняются на предельной скорости, обязательно с боевой дистанции, требующей не только движения вооруженной руки, но и доставки оружия в виде выпада, атаки броском и предварительных сближений.
Физиологическая нагрузка для атакующего, включающего в работу ноги, туловище, резко усиливается. У обороняющегося — повышенная требовательность к концентрации внимания. Элементы соревнования, неизбежно возникающие в ходе контров, ведут к повышению психофизической напряженности, часто большей, чем в процессе учебно-тренировочного боя. Поэтому тренер через каждые 4—6 атак, проведенных нападающим, меняет партнеров местами. По этой же причине контры в уроке не должны занимать более 20— 30 мин.
Партнеров желательно подбирать по силам, чтобы обеспечить равное участие обоих в начальном периоде обучения и совершенствования того или иного приема. Впоследствии каждый из них должен отрабатывать боевые действия с партнерами, обладающими разной конституцией, техникой, подготовленностью, психическими и моральными качествами. Это достигается периодической сменой партнеров.
Упражнения в контрах можно провести и в тройках, где один из спортсменов наблюдает за двумя другими, выполняющими поставленную задачу. Такая организация развивает наблюдательность, воспитывает инструкторские навыки, способствует организации микропроцесса внутри тройки, где отдыхающий несет одновременно функции судьи. Тренер должен поощрять обмен мнениями в паузах между упражнениями, так как это ведет к творческой заинтересованности, анализу ошибок и их исправлению.
Контры могут проводиться в виде соревнований с задачей нанести в данном упражнении большее количество уколов-ударов из 5—10 атак с ведением счета достигнутых атак, полученных ответов и взятых защит.
Для тренировки в контровых упражнениях атаки «стрелой» защищающийся стоит спиной не к стене, а к стулу или чучелу, мешающему отступать, но позволяющему атакующему закончить бросок пробежкой мимо защищающегося.
Опытный тренер должен подбирать боевые приемы и контрольные упражнения с таким расчетом, чтобы в случае неовладения данным боевым действием перенести его в условия более легкого контрового упражнения.
Обучение, совершенствование и боевая тренировка фехтовальщика являются единым многолетним педагогическим процессом.
Под обучением принято понимать овладение новыми, первичными знаниями, навыками и умениями. Этот процесс предполагает формирование у занимающегося специализированных двигательных навыков в соответствии с программой, возможностями и индивидуальными отличиями ученика и характеризуется овладением формой, пространственной структурой движения, составляющей суть приема или действия при оптимальной скорости.
Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного школьного двигательного навыка в неизменяемых, стандартных условиях его выполнения при максимальной сосредоточенности внимания ученика.
Тренер должен помнить, что форсирование обучения и совершенствования на первой стадии, без усвоения школьных приемов, составляющих фундамент спортивного мастерства, ведет к трудно исправимым в дальнейшем техническим недостаткам, но и наоборот, максималистское требование идеального исполнения боевого действия, не допускающего перехода к изучению следующих по трудности приемов, может обернуться потерей интереса ученика к фехтованию вообще.
За 2—3 года обучения фехтовальщик, обладающий средними психофизическими данными, при правильной организации педагогического процесса может овладеть объемом боевых действий, позволяющих ему выполнить начальные требования Единой всесоюзной спортивной классификации.
Дальнейшее совершенствование фехтовальщика слагается из углубленного развития спортивно-технических и тактических навыков и умений, физических и морально-волевых качеств с сопутствующей задачей — улучшения состояния здоровья.
Этап совершенствования предполагает стремление фехтовальщика (третьеразрядника 1-й группы) работать уже в условиях не учебного, а учебно-тренировочного урока. В занятиях со спортсменами 2-й и 3-й групп все большее место должны занимать специальные упражнения на техническую и тактическую вариативность действий, близких к боевым условиям. Характерен переход от тактики «приема» к тактическим взаимодействиям фехтующих.
Совершенствование в широком аспекте предусматривает некоторое разрушение двигательных параметров, начальной техники и предполагает автоматизацию вариативной техники в процессе специализированных реакций и умений; оттачивание тактического мастерства, которому, спортсмен посвящает долгие годы своей тренировки, в новых формах: индивидуальных уроках, контрах и рипостной игре высшего порядка и др.
Однако высококвалифицированные спортсмены и их тренеры должны помнить основной тезис методики советской школы фехтования, что наилучшей практической школой тактики является сам бой во всех его видах, начиная с учебного, ограниченного специальными условиями, и кончая соревновательным.
Контрольные нормативы. Обусловленные контры на простые действия (табл. 1): сабля — и. п. партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, удар по маске, защита 5-я, ответ; рапира, шпага — 6-е соединение, владеет обороняющийся, дистанция средняя, атакующий колет с переводом в 4-й сектор, партнер защищается 4-й защитой с попыткой нанести ответ прямо.
Обусловленные контры на сложные действия (табл. 2): сабля — и. п. — партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, обман уколом в левый бок, удар по маске, защита 4-я и 5-я, ответ; рапира, шпага — 4-е соединение, владеет защищающийся; атака двумя переводами, защита 6—4, ответ прямо.
Примечания: 1. Упражнения выполняются с максимальной скоростью, без синкопирующих движений, в доступной для атакующего технике. 2. Защищающиеся в контрах на сложные действия обязательно берут защиты. 3. У женщин (атакующих) на одно поражение меньше, чем у мужчин.