Вступление или нить Ариадны
Дневниковые пазлы (ДП)– это короткие заметки, написанные мною в разное время. Мозаика фактов. С точки зрения квантовой природы нашего мышления, я думаю, что излагать свои думы-размышления так допустимо. Мысль и состояние одиночества души – синонимы. Поэтому ответственность за мысли и поступки свои лично я несу сама. Дневниковые пазлы в моем тексте есть с номерами, но есть и без номера (наличие порядкового номера не несет в себе никакой смысловой нагрузки, а говорит лишь о каком-то мистическом и подсознательном смысле, непонятном даже мне, автору.
Некоторыми мыслями я делилась с супругом, отдельными – с дочкой, а некоторые даже помещала вконтакте.
ДП. Отцовский архив в моей жизни Работая с архивом, я прикасалась к миру, в котором он жил.
Жизненное кредо моего отца выражено в словах: и каждый раз, когда я встречаюсь с трудностями, когда эти трудности каким-то образом появляются на моем пути, усиливается мое желание иным путем решить свою задачу, сделать намеченное дело, достичь заветную цель.
Бондаренко Константин Александрович, мой отец - историк по призванию и образованию, романтик по стилю мышления и гуманист по отношению ко всем людям. Отец собрал архивные материалы:
по истории местечка, где родился;
истории рода, из которого произошел;
истории воинской части, в которой служил;
истории института, в котором работал.
Вся работа выполнялась с любовью. Сейчас таких людей называют волонтерами (добровольцами). Но в отличие от современных волонтеров, отец выступил в своем деле как пионер, создатель народной энциклопедии и у него практически не было помощников. Он все делал сам: собирал материал, фотографировал, составлял тексты, печатал на пишущей машинке, переплетал. Пересылал по почте. Все за свой счет. Без спонсоров.
Многих интересовали мотивы этой работы. Например, родословная рода, в котором не было знаменитостей … Для чего?
Отец писал: Если бы в нашем роду были знаменитости, родословную разрабатывали бы другие. При этом . много нашлось бы исследователей… И почему обязательно нужны знаменитости? В конечном итоге они только вехи на историческом пути человека. Да, это важно. И не менее важно знать, кто был и что было между вехами.
И вот отец искал свое родство, его истоки, его корни, его разветвления. Работал в архивах, встречался и переписывался с людьми. Для многих непонятен его подвиг. Подвиг человека, который оставил бесценный труд. Я знаю, что есть люди, которые действительно оценили проделанную отцом работу. Но в данной книге я хочу сказать о том, что значит ОТЦОВСКИЙ АРХИВ лично для меня, единственной дочери (Вообще отец ждал сына, но родилась я…).
Поступки отца мне помогают объяснить многие черты моего характера. Я как и отец открыта людям. Просто так. Я так же как и мой род по отцовской линии принадлежу к труженикам. Я тоже – между вехами. Я при огромной любви к людям могу быть нелицеприятной, когда встречаюсь с обыкновенным интеллигентным жульем. Но как и папа я им прощаю. Но как и папа – не беру с них пример. В конце концов этих людей отличает от меня только одно – невнимательность к другому человеку. Человеку, который не соответствует статусу, заслуживающему их внимания. Для таких людей, ты хоть отдай жизнь – они даже не заметят…
И все. Такое отношение к себе не нравится никому… Но так живет человеческий род. Живет ради нужных в данную минуту людей, нужных государств, выгодной сделки, выгодной жизненной позиции…
Я также как и отец требую к себе только одного – внимания. А это ведь не очень сложно: просто услышать и отреагировать. Даже отрицательно. Иногда отрицательное отношение приносит больше пользы…
Ни отец, ни я не приемлем изворотливых хитрецов. Я могу поделиться последним. Но – я есть. Пока. Будьте ко мне внимательны.
Люди, которые ценили и поддерживали морально моего отца разные. Среди них известные композиторы; писатели и журналисты; известные ученые. Но об этом - не в этой книге..
З00-летнюю историю моего белорусского рода отец оставил не для того, чтобы наш род напрашивался к кому-то в родственники. Не для того, чтобы выделится. Отец писал: «напрашиваться в родственники» не имеет смысла, ибо известно, что дети не выбирают себе родителей, а люди – родственников. Взрослые могут признавать или отвергать свой род, но это не меняет биологического существа дела. Все должно стать на свое место, независимо от судьбы людей, их взаимоотношений. И если то, что я делаю поможет лучшему взаимопониманию близких людей, я буду счастлив».
Среди работ по увековечиванию памяти родных, школьных друзей, однополчан, впоследствии добавились целые тома материалов (текст + фотоиллюстрации) о судьбах коллег.
Учитывая то обстоятельство, что в этом году коллеге моего отца, моему научному руководителю исполняется 90 лет со дня его рождения, я, пользуясь правом составителя и автора дневниковых пазлов и комментариев, именно в первом томе «Отцовский архив» предлагаю сохраненные страницы истории жизни удивительного человека – Виктора Емельяновича Котова.
ДП, Эссе об отце. Перечитываю переписку отца с известным ученым, академиком. Написал ему письмо отец как возможному родственнику по линии моей бабушки, мамы отца, Анны Климентьевны Борковской. Растерялся сначала Виктор Иванович. Подумал, что разыскивают его с корыстными целями. Но это, конечно, можно понять. К сожалению, как потом напишет отцу Виктор Иванович:
- не все так деликатны, как вы, Константин Александрович…
Но взгляды моего отца и уважаемого академика в вопросах родословной расходятся. Зато нашли поддержку у другого близкого мне человека, моего мужа:
- писать о роде, в котором нет известных полководцев, знаменитостей нескромно.
В действительности совсем не важно, родственник или нет Виктор Иванович. Главное, что о этом скромном человеке написано в БСЭ:
ДП. Мои научные руководители так и остались для меня недосягаемыми вершинами в моем развитии.
Моих научных руководителей В,Е,К. и Р.И.Х. отличало кроме таланта, трудолюбия, активной жизненной позиции, еще и умение разбираться в людях.
ДП-2
1991 год. Год для меня лично тяжелый. Год испытаний. Ослепла полностью моя мама, Тамара Григорьевна Бондаренко. У папы прогрессирует его сердечный недуг.
Решить проблему с возвращением маме зрения помогает Мила Филимонова, учительница начальных классов 9 средней школы г. Одессы, моя дипломница. Ее отзывчивость и доброе сердце помогли найти прекрасного врача клиники имени профессора Филатова. Только спустя несколько лет я узнала, что эта прекрасная женщина – жена нашего знаменитого одесского джентельмена, КВНщика.
Маме вернули зрение.
А вот 8 мая 1991 года ушел в мир иной мой отец (1918 -1991). Провожали его солдаты и офицеры воинской части, в которой он служил, а также однополчане и руководство, сотрудники педагогического института. Провожали с почестями; минутой молчания, Гимном Советского Союза, Оружейными выстрелами.
Семья моей бывшей уже тогда аспирантки Елены Евгеньевны Ребровой (сейчас она доктор педагогических наук, заведует кафедрой) помогла организовать поминки. У мамы было огромное желание накормить солдат.
На меня немного обиделся тогдашний ректор. Он сел за поминальный стол, а я попросила его пересесть:
- здесь места для солдат.
Я папина дочка. Именно солдатам достается на фронте по полной. Именно они становятся жертвами всяких распри. У нас в семье был культ именно солдата.
Таким 1991 год остался в моей памяти.
Исторические события общества коснулись жизни каждого. В Беловежской Пуще произошло событие, которое быстро стало отражаться на отношениях людей к друг другу.
ДП. Вычитала У Евгения Шварца в книге «Живу беспокойно! Из дневников «Пойди разберись за той границей человеческой жизни, где слов нет, одни волны ходят».
Действительно, что я дала близким? Насколько им было со мной хорошо? Были ли они счастливы? Может быть только мгновенья….
Спросила у сонного Артура:
- Скажи. Все живое имеет волновую природу?
Он сказал уверенно:
- Да. Но все имеет не только волновую природу, но и квантовую…
Я сразу перенесла это на психологию отношений.
ДП-3.1991 год. Делюсь со своей мамой открытием:
- Мама, я нашла учение нашего великого естествоиспытателя. Это учение о духовной оболочке планеты…
- Сейчас,- говорю я маме, когда у общества «знаменитая тройка лидеров» втихую разделили все, что копилось столетиями и отобрали методологию, подписав документ о роспуске Советского Союза), что-то должно прийти на смену. Я думаю, что это ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА общества как общественного явления и духовная культура личности как ее носителя. Знаешь мама, надо людей собирать, объединять культурой.
Есть одно НО….Культура не является категорией педагогики…
Итак, ноосфера – это широкое понимание сущности Бога. А духовная культура личности – это …
Так родилась моя сверхзадача.
ДП-4. Есть люди, без которых мы как ЛИЧНОСТИ не состоялись бы. Есть книги, чтение которых обогатило мир наших фантазий, нашего воображения. Есть музыкальные произведения исполненные тобой и нашедшие в душе отклик. Есть прослушанные музыкальные произведения в исполнении знаменитостей. А есть те, чье исполнение зацепило твою душу, хотя исполнитель не стал известным…Есть скульптуры, которые позволили осознать совершенство…Есть работы фотохудожников….
ДП-5. Перебираю мои заметки. Советы моей мамы перед малой защитой моей докторской диссертации "Формирование духовной культуры личности в учебном процессе": Не забудь поблагодарить публично: Раису Ильиничну Хмелюк, Виктора Емельяновича Котова, Ольгу Александровну Апраксину, Александра Ивановича Данилова, Константина Константиновича Платонова, Виктора Бранковича Петровича, Виталия Исаковича Муцмахера, Виктора Абрамовича Кан-Калика, Бориса Семеновича Гершунского, Виталия Александровича Сластенина, Алексея Яковлевича Чебыкина, Геннадия Моисеевича Цыпина.
А еще сколько людей приняло участие в помощи: первый компьютеный набор в академии связи (диски огромные….), редактор Вячеслав Терентьевич Пономаренко из издательства «Высшая школа» Одесса-Киев.
ДП-6. Открываю в своем сознании файл, связанный с темой: Моя докторская диссертация по педагогике. Идея: Если план-проспект кандидатской диссертацией разработал мой научный руководитель В. Е. К., то докторская диссертация должна была стать для меня опытом самостоятельного зарождения научной мысли. Научным консультантом согласилась быть доктор педагогических наук, профессор Раисочка Ильинична (которая после смерти научного руководителя довела меня до защиты кандидатской диссертации). К этому времени под руководством моим и Р.И. (в тандеме) защитили диссертации уже четыре человека. Но это отдельный «файл моей долговременной памяти» (Оксана К., Елена Р., Татьяна Ко-Ко, Сергей В.). Я успешно прошла две малые защиты докторской диссертации. Одну на кафедре педагогики в родном педагогическом институте, другую – в Москве, в институте Международной педагогики. Замечаний было очень много. Но все они имели отношение к литературному оформлению. Это был декабрь 1992 год.
В это время мои четыре аспирантки (Ольга Б., Ира Б., Ольга Б. - вторая) и Таня В., взяв как и положено за основу мою концепцию, писали кандидатские диссертации. Три диссертантки защитились в 1994 г. Четвертая - Таня В., также как и я прошла две малых защиты. Обе успешно. На большую защиту не вышла. Поэтому навыками кандидата наук овладела, а вот документа – не получила. Была рекомендована на защиту, но не явилась на нее.
Мне было просто руководить и поднатаскивать моих девочек, так как был сильный мотив: нас в пятницу ждет Раисочка Ильинична…
Ольга Б., сейчас проректор по научной работе в Ивано-Франковском институте последипломного образования. Она писала диссертацию по формированию духовной культуры дошкольников средствами украинского фольклора. Я ей предложила тему, которая была ей близка. Да и мои эксперименты показали, что национальные традиции – это для дошкольников. Та песня, которую поет мать – остается интонацией человека на всю жизнь…
Ирина Б. Сейчас доктор педагогических наук. Ей досталась тема « Формирование духовной культуры младших школьников в учебном процессе». Если я была руководителем ее кандидатской, то руководителем ее докторской стала Раисочка. Ира работает в нашем педагогическом университете.
Ольга Б. - вторая. Ей досталась тема о формировании духовной культуры учителя в процессе последипломной переподготовки. Карта так легла, что в это время в Одессу «привезли» Вальдорфскую педагогику . Это был 1991 год. На этом материале и строилась ее экспериментальная часть. Закончила Ольга и докторантуру. Научным консультантом ее докторской диссертации стал профессор из Херсона.
Ольга – настоящая «Львица» (по гороскопу). Кандидатскую защитила. Докторскую писала, но не защитила. Руководит аспиранта ми. Открыла свою школу раннего развития.
Индивидуальная работа с каждой из девочек затрагивала все струны моей души. У меня для диссертантов был припасен секрет. Исследуй то, что пригодится тебе лично.
ПыСы. Позади 2 мая 2014 года. Я сама слышала взрывы. Мы живем в Одессе рядом с Куликовым полем. Я видела слезы людей. Внучка моей школьной подруги со своим классом встречали с госпиталя раненного одноклассника. На их просьбу рассказать, что же там было, он широко открыл глаза и промолчал……….А другого мальчика из из 57 средней школы, выпусника 2013 года – похоронили близкие и соученики.
Теперь, пересматривая свою жизнь, я понимаю, сколько неверных акцентов я в ней делала.
Итак, тяжелые 90-е годы мои профессионально-исследовательский интерес разделяли четыре женщины, четыре-аспирантки которых я поместила в свое сердце. Я не руководила, я дарила им себя и свою мечту. В то время в педагогике еще никто специально не изучал духовную культуру личности в педагогической науке. Не было и ее определения ни в одном словаре. А до это – марксисты-философы. Я изучила Евангелию с методическими рекомендациями, что в Священном писании этого понятие отсутствует. А вот в энциклопедии Британской – есть в системе оккультных наук.
Поэтому я думала, что «возглавляю научную школу по изучению духовной культуры и педагогическим условиям ее воспитания». И у меня были эксперты по оценке качества: профессор Хмелюк Раисочка Ильинична и академик Гершунский Борис Семенович (Москва, институт международной педагогики). Наивная.
Сейчас, в 2014 году, когда на юго-востоке Украины идет война, когда весь окружающий мир раздроблен на мелкие частицы - многое теряет значение….
А тогда процесс работы доставлял мне радость. Платили мне как старшему научному сотруднику – гроши. Мужу на работе тоже доставались крохи. Я считала себя уже старой. Мне было тогда целых 48 лет. И я «тонкая девущка с толстой косой, которую бабушка водила за ручку до 16 лет», думала (а может думала, что думаю), что в этом мире еще есть романтики…Особенно я верила миру науки. Мне казалось, что если конфессии в религии могут разъединять людей и вызывать конфликты, то святее науки ничего не может быть.
В книге «Человек и ноосфера» (1990) известный физик Н.Моисеев подчеркнул грустную истину : Человек не создан по подобию Божьему. Иначе откуда у него взялось так много агрессии…Я иногда тоже думаю о том, что человеку другой человек в принципе нужен как попутчик. И каждый живет в своей сказке…
Поэтому когда девочки (Оля, Ира и еще одна Оля) защитились, то оказалось у меня как в притче: «если семя умрет, то оно произрастет….». Они пошли в гору… А у меня пошел энергетический спад.
Но интересно другое. Это я для тех, кто дочитает…Я как только поступила в аспирантуру прочитала мысль одного видного ученого о том, что высшее достижение в науке способствовать выращиванию ученых, которые превзойдут своего научного руководителя. Родилась мечта подготовитьм прекрасные научные кадры. И таким образом заработать себе доброе имя. Не деньги, не почести, а именно доброе имя.
Я была наполнена научными знаниями, опытом экспериментатора, а еще любовью москвичей – профессоров, академиков. Всех тех, с кем мне довелось встретиться по пути в науку.
И я всем этим делилась. . Делилась со всей щедростью на какую была способна моя душа.
Потом наступила темнота. Моя докторская осталась в другом государстве. Я даже не поехала ее забирать. Академик Б.С. Гершунский, после того, как подал в суд на Академию педагогических наук России, эмигрировал в Америку. Профессор Раисочка Ильинична вынесла мне вердикт:
- Аня, твой поезд ушел.
Рядом как грибы после дождя рождались новые доктора наук.
Только чтение молитвы «Отче наш» помогло выжить. На колени? Только перед Богом…